Мы используем файлы cookies для удобства пользования ресурсом
OK

Перестройка 1985 - 1991

История песни- история страны

Перестро́йка, название, закрепившееся за политическим курсом, который проводило руководство СССР в 1985–1991 гг. во главе с М. С. Горбачёвым и его сторонниками с целью преодолеть кризисные явления в стране.
Песни написанные в период перестройки
Предпосылки реформ
К моменту достижения середины 80-х годов прошлого столетия Советский Союз столкнулся с множеством внутренних и внешних трудностей, среди которых были замедление экономического роста, неэффективность и ресурсоемкость экономики, обременительное соперничество в вооружениях, включая ядерное вооружение, оказывающее излишнее давление на мирные отрасли экономики; сравнительно невысокий уровень благосостояния населения по сравнению с западными странами; жесткость официальной идеологии, не отвечающей на вызовы времени и теряющей влияние среди молодежи; устаревание лидерства в верхах партии; устойчивая политическая система, подавляющая общественную активность; идеологическое давление на интеллектуалов; ограничения в доступе к современной западной культуре; возрастающее недовольство привилегиями правящего класса; распространение скептицизма по отношению к общей политике страны; прямое участие в военных конфликтах, таких как война в Афганистане, и непрямое - в африканских странах; и напряженные отношения с ведущими мировыми державами, что затрудняло внедрение передовых технологий из Запада.

Эти проблемы были признаны крайне актуальными и нуждающимися в немедленном решении двумя ключевыми группами в советской бюрократии. Одна из них состояла из членов партийного аппарата, чьи представления были сформированы во время "оттепели" 1950-х – начала 1960-х годов. Они концентрировались на реформировании политической системы и были сторонниками более либерального "социализма с человеческим лицом", находясь под влиянием теорий сближения экономических систем. Для них перестройка была шансом возобновить ранее начатые, но прерванные реформы. Другая группа - технократы, руководители экономики, которые трезво оценили реальное положение вещей и осознавали, что сдвиг в глобальном балансе сил был не в пользу СССР, особенно учитывая отставание от информационно-технологической революции 1970-х, происходившей на Западе. Они считали, что внедрение рыночных механизмов сможет улучшить работу экономики СССР.

Большинство руководителей верило, что сочетание социально-политической устойчивости и высокого уровня экономического развития, который обеспечил Советскому Союзу статус сверхдержавы, позволит стране сохраниться в неизменном виде на протяжении многих лет.

К началу 1980-х годов стало явным, что изменения в социальной и экономической сферах неизбежны. 15 июня 1983 года на Пленуме ЦК КПСС Юрий Андропов подчеркнул недостаточное понимание советского общества и его экономических законов, а также предостерег от переоценки близости СССР к высшей фазе коммунизма. В период своего руководства (1982–1984) Андропов стремился усилить экономическую эффективность через дисциплинарные меры, борьбу с коррупцией и кадровые изменения в партии и правительстве, а также выдвигал на обсуждение проблемы экономического застоя.

В дискуссиях о повышении экономической эффективности и стимулировании научно-технического развития СССР принимали участие Андропов и его преемник Константин Черненко. В 1982–1985 годах также рассматривался вопрос о необходимости новой программы КПСС. Однако из-за короткого срока правления Андропова и Черненко, а также других обстоятельств, серьезные изменения в жизни страны начались уже после их ухода из жизни.
Эволюция идеологии перестройки
10 марта 1985 года скончался К. У. Черненко, занимавший пост генерального секретаря ЦК КПСС. На посту его сменил М. С. Горбачёв, избранный уже следующим днем. В апреле того же года Горбачёв анонсировал реформы для динамичного продвижения социально-экономического прогресса страны. Ключевыми аспектами его "ускорения" стали поддержка научных и технических инноваций, инвестиции в промышленность, улучшение управления в сельскохозяйственном секторе, регулирование частного предпринимательства и кампания против алкоголизма.

С 25 февраля по 6 марта 1986 года прошёл XXVII съезд КПСС, который закрепил стратегии политических реформ и обновил программу партии. Съезд определил основные направления для развития СССР на ближайшие годы и до 2000 года, включая модернизацию производства, повышение независимости предприятий, введение элементов рынка, а также улучшение обеспечения населения потребительскими товарами. Горбачёв и его единомышленники в партийном руководстве видели препятствия для реформ в неэффективности политической системы.

На январском пленуме ЦК КПСС в 1987 году впервые прозвучало понятие "перестройка". Горбачёв уделил этому термину большое внимание в своей речи, определив перестройку как энергичное преодоление инерции, разрушение препятствующих развитию механизмов и создание эффективной системы для ускорения прогресса советского общества. По замыслу Горбачёва, стратегия включала объединение достижений науки и техники с плановой экономикой и активное использование всего социалистического потенциала. Перестройка также предполагала "живое творчество масс" и предусматривала политические реформы для развития народного самоуправления, что стало основанием для кардинальных изменений не только в экономике, но и в политическом устройстве страны. Изначально, как для зачинателей перестроек, так и для подавляющего большинства граждан СССР, основная траектория изменений представлялась в виде реформации искажённой, по их мнению, версии социализма, которая отходила от замыслов В. И. Ленина. Целью было избавить социализм от его изъянов, таких как коррупция, несправедливость в распределении богатств, отсутствие демократических свобод и т.д., а также преодолеть последствия культа личности, идеи, вдохновлённые мыслями "шестидесятников", и отрицательные аспекты эпохи застоя. Планировалось стимулировать экономику, опираясь на повышенную ответственность управленцев и их подчинённых, а также ускорение научно-технического прогресса. Социологические опросы конца 1980-х показывали, что поддержка капитализма была мала, а такие понятия, как "рынок", "частная собственность", "приоритет общечеловеческих ценностей" встречались с недоверием, и лишь к 1990 году стали восприниматься положительно.

Руководители перестройки поставили перед собой задачу вернуть человека в центр политики, экономики и духовной жизни, преодолеть его отчуждённость от производства и власти, и дать ему свободу выбора в политике и культуре. Эти усилия постепенно привели к трансформации первоначальной концепции перестройки, и она начала восприниматься как движение к социал-демократической модели общественного устройства, что подразумевало рыночную, но социально ориентированную экономику, ответственное государство и политический плюрализм. Кроме того, гласность и демократизация, вначале считавшиеся лишь инструментами для "ремонта" социализма, стали независимыми целями, выражающимися в утверждении гражданских свобод и политической демократии.
Соотношение политических сил
Импульс к перестроенческим процессам был дан руководством государства, а их развитие получило поддержку на местном уровне.

К 1985 году вокруг М. С. Горбачёва образовалась интеллектуальная группа, состоящая из людей с различными взглядами и знаниями, среди которых были А. Н. Яковлев, А. С. Черняев, В. И. Болдин и другие выдающиеся деятели в области философии, истории и экономики (ссылка на источник 2013 года, страница 347).

С 1985 года начались обширные изменения в кадровом составе МИД СССР, Министерства внешней торговли и Вооружённых Сил СССР. В сентябре того же года с поста председателя Совета министров СССР ушёл Н. А. Тихонов, его место занял Н. И. Рыжков. Из 115 членов Совета министров, занимавших посты в 1985 году, к 1988 году осталось только 22 человека, а к 1989 году – 10 человек.

Кадровые перемены также произошли в КПСС. В 1985 году Г. В. Романова на посту члена Политбюро сменил Е. К. Лигачёв, Б. Н. Ельцин занял место В. В. Гришина на должности 1-го секретаря Московского горкома КПСС, а Л. Н. Зайков с должности 1-го секретаря Ленинградского обкома КПСС перешёл на пост секретаря ЦК КПСС. К началу 1987 года было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей областных партийных организаций и 40% членов ЦК КПСС (ссылка на источник 2004 года, страница 399). В период с 1986 по 1989 год произошла замена 82,2% секретарей районных и городских комитетов КПСС, а также почти 90% секретарей областных и краевых комитетов и секретарей ЦК компартий союзных республик (ссылка на источник 2021 года, страница 74).

В рамках перестройки складывалось три основные политические силы, первая из которых представляла сторонников осторожных реформ на основе социал-демократических принципов под руководством М. С. Горбачёва. Первый подход к перестройке, олицетворяемый Горбачевым и его единомышленниками, заключался в плавном отходе от устоявшейся административно-плановой системы. При этом принимались в расчет противорыночные настроения в обществе и стремление к "мягкой" интеграции в рыночные отношения с обязательным предоставлением социальных гарантий (А. Н. Яковлев, А. С. Черняев и другие).

Противоположную позицию занимали консервативные элементы, защищающие уклад прошлой партийно-государственной системы (Е. К. Лигачев и другие). Среди них были как сторонники жесткой сталинской модели управления, так и те, кто выступал за неспешный переход к социал-демократии. Осознавая риск потери своего влияния из-за происходящих перемен, они начали усиленно противодействовать перестройке, пытаясь ограничить её технократическими изменениями, не затрагивающими основы социального строя.

Третью группу составляли неформальные общественно-политические группы, не связанные с КПСС, которые сыграли значительную роль в активизации политической жизни и самоорганизации населения в начальный период перестройки. На их базе появились либеральные организации (Межрегиональная депутатская группа в 1989 году, «Демократическая Россия» в 1990 году и другие), выступавшие за ускоренное развитие рыночной экономики, и быстро приобретавшие политическое влияние. Они критиковали генерального секретаря за замедленное проведение реформ. К ним примыкали националистические деятели из союзных республик, которые, критикуя действия союзного правительства, стремились добиться экономического, а затем и политического суверенитета в пределах СССР, а также реализации собственных политических амбиций. Горбачев пытался находить точки сбалансированного взаимодействия между этими группами, опираясь прежде всего на реформаторов-умеренных.

Эти трансформации оказали сильное влияние на КПСС, которая до 1990 года была единственной легитимной партией страны. Внутрипартийные противоречия в вопросах политики и идеологии стали заметно острее. В качестве примера можно привести Б. Н. Ельцина, 1-го секретаря Московского горкома КПСС, который на пленуме ЦК в октябре 1987 года открыто высказал критику в адрес членов Политбюро и запросил освобождение от занимаемой должности. К концу 1980-х годов, в эпоху демократических трансформаций, общественная активность в СССР набрала обороты и начала развиваться согласно собственной динамике, обусловленной возникшими экономическими затруднениями, усиливающимися национальными и социальными разногласиями, а также агитационной деятельностью противников перестройки среди радикально настроенных слоев населения. После волны повышенной гражданской вовлеченности в период с 1987 по 1989 годы, интеллектуальная элита начала склоняться к радикальной оппозиции, выступающей против курса Горбачева.

Становление его как политика оппозиции в КПСС стало ключевым этапом: с 1989 года вокруг него начали собираться демократические деятели РСФСР. К 1990 году КПСС уже реально разделилась на различные партийные фракции, которые имели кардинально отличные взгляды на процесс реформирования партии и последующие пути развития советского государства. "Демократическая платформа" нацеливалась на преобразование КПСС в социал-демократическую партию с парламентским устройством, одобряла легализацию внутрипартийных группировок и стремилась к переходу к регулируемой рыночной экономике. "Марксистская платформа" обозначила приоритеты в единении партии, отказе от номенклатурных привилегий и временном внедрении рыночных механизмов с целью последующего перехода обратно к социализму. "Большевистская платформа" последовательно отстаивала ортодоксально-коммунистические идеалы, решительно противостояла любым ревизионистским течениям, настаивала на укреплении союзного государства и возвращении к основам политической стратегии В. И. Ленина и И. В. Сталина.
Основные преобразования в ходе перестройки
С развёртыванием перестройки усилилась социальная активность государства: шли на повышение заработных плат, пенсий, пособий для различных слоёв советских граждан. Тем не менее, такие шаги привели к несоответствию между растущим количеством денег в руках населения и недостаточным объёмом производства товаров и услуг. В экономической области перестройка означала поэтапный отказ от командно-административной модели управления и строительство основ рыночной экономики: вводились аренда, фермерские хозяйства, кооперативы, предоставлялась экономическая независимость госпредприятиям, создавались коммерческие банки, запускалась оптовая торговля, договорные цены, а директивное планирование сменялось индикативным. В итоге в стране начала формироваться смешанная социально-ориентированная рыночная экономика с элементами самоуправления, выборами руководителей и советами трудовых коллективов. Особенное значение в перестройке приобрело расширение кооперативного движения, особенно после принятия закона 26 мая 1988 года «О кооперации в СССР», который дал зелёный свет кооперативам для ведения любой законной деятельности. Это, хотя и не сделало кооперативы масштабным сектором экономики, однако позволило кооператорам собрать начальный капитал для будущего частного бизнеса в 1990-х. В попытке вывести советскую экономику из углубляющегося кризиса в 1989-1990 годах разрабатывались программы Рыжкова – Абалкина, которые так и не были завершены, а их альтернативой стал проект «400 дней», позже переименованный в «500 дней». Однако реализовать их не удалось из-за противоречий между центральными и республиканскими властями и последующего распада СССР в декабре 1991 года.

Перестройка началась с идеи возрождения ленинских принципов НЭПа, но со временем проекты реформ переросли эти рамки, обращаясь к радикальным изменениям во всех аспектах советской жизни, особенно в политической сфере. На девятнадцатой сессии Центрального Комитета Коммунистической партии в июне 1988 года было утверждено решение о создании двухуровневой системы представительной власти в СССР, включающей Съезд народных депутатов и избираемый им Верховный Совет. Исторической вехой в процессе перестройки стали выборы 1989 года, которые стали первыми относительно свободными и предоставляли альтернативу в течение всего периода советского правления. Активная подготовка к этим выборам привлекла внимание широкой общественности к политическим процессам и способствовала возникновению неофициальных избирательных объединений, целью которых было продвижение кандидатов, независимых от властей. Впервые за десятилетия СМИ активно влияли на ход предвыборной кампании. Тем не менее, на выборах 26 марта 1989 года, 87% состава первого Съезда народных депутатов оказались членами КПСС, хотя многие из них выдвигались как противники коммунистической идеологии.

Летом того же года была сформирована первая парламентская оппозиция в СССР – Межрегиональная депутатская группа, которая добилась отмены шестой статьи Конституции, ликвидировав тем самым монополию КПСС на власть и идеологическое лидерство, а также закрепив за собой легитимность многопартийной системы. 31 марта в Москве состоялось собрание, на котором была основана первая оппозиционная партия в истории страны – Либерально-демократическая партия Советского Союза. В попытках сохранить влияние КПСС в ключевой республике, М. С. Горбачёв инициировал в декабре 1989 года основание Российского бюро ЦК КПСС, которое в июне 1990 года преобразовалось в Коммунистическую партию РСФСР, однако это не смогло предотвратить начавшуюся декоммунизацию РСФСР.

Дальнейшее развитие многопартийной системы было стимулировано выборами народных депутатов РСФСР в 1990 году. В процессе подготовки к этим выборам возникли первые российские политические объединения, включая избирательный блок «Демократическая Россия», который представлял собой обширный альянс демократических сил, выступающих за продолжение процесса демократизации в РСФСР. Депутаты, поддержанные этим блоком, на первом Съезде народных депутатов РСФСР успешно добились выбора Б. Н. Избрание Бориса Ельцина председателем Верховного Совета РСФСР 29 мая 1990 года, принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР 12 июня того же года, отмена 6-й статьи Конституции РСФСР 16 июня и серия законодательных актов, направленных на избавление государственных институтов от влияния партии, положили начало процессу усиления государственной независимости РСФСР, что привело к ослаблению центральной власти и возникновению двойного управления.

На фоне ускоренного распада СССР и снижения влияния КПСС, 3-й Съезд народных депутатов СССР 14 марта 1990 года ввёл должность Президента СССР, внося изменения в Конституцию. Несмотря на то, что новая глава Конституции предусматривала избрание Президента СССР на основе всеобщего голосования, всенародные выборы так и не состоялись, и 15 марта Михаил Горбачёв был избран на эту должность решением Съезда. Затем были созданы аналогичные посты президента в РСФСР (24 апреля 1991 года) и других союзных республиках, где также прошли выборы, что дополнительно укрепило правовую основу для дальнейшего распада СССР.

В период перестройки активно осуществлялись права на свободу собраний, митингов и демонстраций, закреплённые в Конституции 1977 года. Одним из первых значимых политических событий, инициированных не коммунистической партией, стала акция общества «Память» в Москве в 1987 году. В последующие годы в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске и других городах проходили митинги с антикоммунистическими настроениями, на которых участники (включая «Демократический союз», «Демократическую Россию» и другие организации) развевали российский триколор, а в союзных республиках использовали символику ранее подавляемых национально-сепаратистских движений. В марте 1989 года началась первая шахтёрская забастовка, которая к лету охватила всю угледобывающую отрасль РСФСР и других союзных республик, превращая социально-экономические требования в явно выраженный политический протест.
Сепаратизм и этнические конфликты периода перестройки
Массовые акции протеста, организованные народными фронтами в Эстонии и Латвии, а также движением «Саюдис» в Литве, сначала поддерживали демократические инициативы перестройки, но со временем переключились на явные призывы к независимости от Советского Союза. 23 августа 1989 года, более двух миллионов человек создали человеческую цепь, соединив столицы всех трех балтийских стран, проявив тем самым стремление к выходу из состава СССР. В 1988-1989 годах, Верховные Советы этих стран проголосовали за декларации о независимости, что стало фактическим началом отсоединения от Советского Союза и дало старт "параду суверенитетов". Эти события стимулировали усиление сепаратистских тенденций в других советских республиках. 24 декабря 1989 года, 2-й Съезд народных депутатов СССР признал наличие "тайного протокола" к Риббентроп-Молотовскому пакту 1939 года, признав его нарушением ленинских принципов внешней политики СССР и вопросом юридической спорности в отношении суверенитета третьих стран, что усилило правовые основания для отделения балтийских государств и последующего выхода Молдавии из Советского Союза. В 1989-1990 годах, коммунистические партии Эстонии, Латвии и Литвы разделились на сторонников и противников независимости, причем первые составляли большинство.

В Украине также активно развивался процесс отделения, который получил оформление в сентябре 1989 года с созданием общественно-политической организации "Рух", выступавшей под знаменем национальной демократии. Эта идея завоевала особую популярность на западе республики, в то время как на юго-востоке и в Крыму она не нашла такой широкой поддержки. Генеральный секретарь Компартии Украины В. В. Щербицкий с 1972 по 1989 год пытался противостоять распространению националистических настроений. Чернобыльская катастрофа 1986 года и последующие попытки сокрыть её масштабы и риски со стороны руководства КПСС существенно подорвали доверие к партии как в самой республике, так и за её пределами. В ходе выборов в Верховный Совет Украинской ССР 1990 года большинство мест заняла коммунистическая «Группа 239», насчитывавшая 239 из 450 депутатов первого созыва. Эта группа выступала за увеличение автономии Украины в рамках обновленной союзной страны. Вторую крупную фракцию составили депутаты от «Руха», объединившиеся в «Народную Раду» с 125 мандатами, которые настаивали на выходе Украины из СССР. 16 июля 1990 года Верховный Совет Украины принял Декларацию о суверенитете страны, принципы которой должны были стать основой для нового союзного договора.

Аналогичные трансформации происходили в Белорусской ССР. В 1988 году была основана организация «Мартиролог Беларуси», занимавшаяся изучением сталинских репрессий на территории республики и оказавшая весомое влияние на настроения в обществе. На её базе был создан Белорусский народный фронт (БНФ), действовавший в интересах возрождения белорусской культурной самобытности, продвижения демократии и суверенитета. Консервативное руководство Белорусской ССР пыталось сопротивляться инициативам БНФ. События вокруг Чернобыльской аварии и последующей реакции властей серьезно подорвали доверие к КПСС. В 1989 году в Минске были организованы масштабные митинги, осуждающие утаивание данных о последствиях аварии и числе жертв. Одной из крупнейших акций стала демонстрация 30 сентября под названием «Чернобыльский путь», насчитывавшая около 30 тысяч участников, инициированная БНФ и жестоко подавленная силами порядка. Эти события обострили противостояние между властью, ужесточавшей административные меры в политической сфере, и оппозицией, пользующейся поддержкой белорусской интеллигенции. В ходе предвыборной кампании к выборам Съезда народных депутатов СССР 1989 года БНФ смог мобилизовать десятки тысяч сторонников, несмотря на давление со стороны органов правопорядка. Из 50 депутатов, избранных от Белорусской ССР, большинство были представителями государственно-партийной номенклатуры, но активная кампания БНФ способствовала поражению некоторых известных деятелей номенклатуры. Оппозиция оказала значительное давление, что привело к событиям 26 января 1990 года. Законодательный орган Белорусской ССР одиннадцатого созыва утвердил законодательный акт о статусе языков, согласно которому белорусский язык получил статус официального. В ходе выборов в Верховный Совет двенадцатого созыва, состоявшихся 4 марта 1990 года, доминировали представители Коммунистической партии, занявшие 289 из 328 мест, в то время как представители БНФ получили лишь 28 мест. Позже, 27 июля, была принята Декларация о суверенитете Республики Беларусь, предусматривающая разработку договора о создании союза независимых социалистических государств.

В столице Молдавии, Кишиневе, в 1988 году прошли акции протеста с националистической направленностью, а в течение 1988-1989 годов появилось несколько организаций, выступавших против советской власти и российского влияния. Одной из них стал Народный фронт Молдовы (1989), который выступал за политическую независимость республики, признание румынского языка на латинской основе официальным, а также за возможное объединение с Румынией. Это вызвало раздражение среди русскоговорящих жителей, особенно в Приднестровье. В 1990 году здесь была провозглашена Приднестровская МССР, не признанная центральными властями, что заложило основу для военного конфликта. В мае 1991 года Молдавская ССР была переименована в Республику Молдова, а 27 августа ее парламент провозгласил независимость страны.

В регионе Закавказья происходили острые этнические столкновения, связанные с вопросами суверенитета республик и автономий. Демократические преобразования перестройки позволили радикально настроенным гражданам самоорганизоваться по этническим признакам, что ускользнуло от контроля КПСС и правоохранительных органов. Первые секретари ЦК Коммунистических партий Армении, Азербайджана и Грузии старались сохранить территориальную целостность своих государств, ощущая давление националистических движений, и обращались к руководству КПСС за помощью в мирном разрешении этнических конфликтов. Центральные органы власти СССР безуспешно предпринимали попытки нормализовать обстановку в регионе, используя как дипломатические, так и силовые меры, чтобы поддержать статус-кво государственных границ республик и удержать их в составе союза. В период 1987–1988 годов конфликт между армянами и азербайджанцами в Нагорном Карабахе перешёл в новую стадию на фоне возросшей активности национальных движений в Армянской и Азербайджанской ССР. В этих республиках происходили массовые акты насильственного изгнания населения и беспорядки, среди которых наибольшую известность приобрели события в Сумгаите в 1988 году и антиармянские погромы в Баку, которые привели к трагическим январским событиям 1990 года. Суровое подавление волнений, инициированных Народным фронтом Азербайджана, советскими войсками в Баку привело к многочисленным жертвам среди мирного населения, что усилило сепаратистские настроения в республике, как среди обычных граждан, так и среди политической элиты. Осенью 1990 года на выборах Верховного Совета Азербайджанской ССР Коммунистическая партия Азербайджана завоевала подавляющее большинство мест (77,8%), тогда как Народный фронт Азербайджана получил 12,5% мандатов. Несмотря на это, Народный фронт обладал значительной народной поддержкой и контролировал собственные вооружённые формирования, что позволяло ему оказывать весомое влияние на политический курс в республике.

В Армянской ССР споры вокруг Нагорного Карабаха также играли ключевую роль в процессе перестройки. Возникшее в результате мощное национальное движение армян выступало за переход контроля над Нагорно-Карабахской автономной областью к Армянской ССР. В августе 1987 года Центральному Комитету КПСС была передана петиция с более чем 70 тысячами подписей, требующая передачи Нагорного Карабаха Армении, а уже в октябре в Ереване начались митинги с аналогичными требованиями. Первый секретарь ЦК Коммунистической партии Армении К. С. Демирчян пытался урегулировать карабахский вопрос на политическом уровне, обратившись в феврале 1988 года в ЦК КПСС с просьбой о создании специальной комиссии для рассмотрения вопроса самоопределения Нагорного Карабаха. Однако центральное руководство настаивало на неизменности границ между республиками в рамках СССР и не одобрило данное предложение. Верховный Совет Армянской ССР неоднократно высказывался за присоединение Карабаха к Армении, тогда как Верховный Совет Азербайджанской ССР стойко поддерживал его принадлежность к Азербайджану. Попытки ЦК КПСС разрешить конфликт не увенчались успехом, что способствовало усилению сепаратистских настроений в обеих республиках. В результате майских выборов 1990 года в Верховный Совет Армянской ССР большинство мест заняло оппозиционное к КПСС Армянское национальное движение. Спитакское землетрясение 7 декабря 1988 года, унёсшее более 25 тысяч жизней и разрушившее около 40% промышленности республики, также существенно повлияло на обстановку, вызвав серьёзные социально-гуманитарные проблемы.

В марте 1989 года грузино-абхазский конфликт обострился из-за массовых акций в Сухуми, требующих выхода Абхазской АССР из состава Грузинской ССР и превращения её в союзную республику. Осенью того же года Юго-Осетинская автономная область также заявила о стремлении к повышению своего статуса. Эти события подстегнули волну грузинского национализма, и 8–9 апреля в Тбилиси прошли массовые демонстрации за независимость, жестоко подавленные войсками, что привело к жертвам среди участников. Осенью 1990 года в ходе выборов в Верховный Совет Грузинской ССР победу одержал националистический блок «Круглый стол – Свободная Грузия», после чего его лидер З. К. Гамсахурдия был избран председателем Совета. В декабре Коммунистическая партия Грузии заявила о выходе из КПСС и признала важность достижения независимости республики. 9 апреля 1991 года Верховный Совет и Правительство Грузии приняли Акт о восстановлении независимости страны.

В начале периода перестройки межнациональные отношения в Центральноазиатских республиках были довольно напряжёнными. 17–18 декабря 1986 года в Алма-Ате произошли национальные выступления, вызванные решением М. С. Горбачёва заменить казаха Д. А. Кунаева на русского Г. В. Колбина на посту первого секретаря ЦК Коммунистической партии Казахстана. Репрессивное подавление протестов республиканскими и союзными военными структурами лишь усилило антироссийские и антисоветские чувства. Последующая волна преследований инициаторов беспорядков ещё больше разжигала эти настроения. Выбор Н. А. Назарбаева, ярого сторонника СССР, в качестве первого секретаря ЦК Компартии Казахстана в 1989 году и президента Казахской ССР в 1990 году, не смог сдержать желания республики к отделению. В Казахстане набирало обороты создание оппозиционных КПСС структур, многие из которых выступали за независимость. На парламентских выборах 25 марта 1990 года Коммунистическая партия Казахстана завоевала 95% мест. 25 октября принятие Декларации о суверенитете подтвердило приоритет местных законов над федеральными и возможность выхода из СССР, одновременно отмечая желание добровольно объединяться с другими республиками в Союз Суверенных Государств и использование декларации в качестве основы для нового союзного договора.

В Узбекской ССР крупным эпизодом перестройки стало так называемое "хлопковое дело", которое показало недостатки советской системы такие, как производственные фальсификации и всепроникающую коррупцию, особенно ярко проявившуюся в Центральноазиатских республиках. Антикоррупционная кампания усугубила отношения между центральной властью и местной партийно-хозяйственной элитой, приведя к отстранению многих чиновников от власти и к их арестам. В Узбекской ССР также росло этническое напряжение, что нашло отражение в Ферганских беспорядках 1989 года. И. А. Каримов, избранный в том же году первым секретарём ЦК Коммунистической партии Узбекистана, проводил более открытую политику в культурной и религиозной сферах по сравнению с предшественниками, одновременно укрепляя свою власть. В результате общественно-политические и религиозные организации в республике не имели такого влияния, как в других. Подобно Назарбаеву, Каримов сохранял умеренные взгляды и стремился к сохранению Узбекской ССР в составе обновлённого СССР, при этом добиваясь большей автономии для республики. В период Киргизской ССР наблюдалось нарастание межэтнических и социальных напряжений, что привело к стычкам между киргизами и узбеками в Оше в июне 1990 года с участием различных неформальных групп. Эти события стимулировали политическое объединение оппозиционных к Коммунистической партии сил в Киргизском демократическом движении в том же году, которое выступало в защиту суверенитета страны.

В Таджикской ССР исламский фундаментализм стал значительным элементом перестройки, а национально-демократическое движение активизировалось в стремлении к созданию секулярного и суверенного государства. Эскалация напряженности привела к беспорядкам в Душанбе в феврале 1990 года, катализатором которых стали слухи о распределении жилья армянским беженцам. Протесты также были направлены против руководства коммунистической партии и правительства республики. Ситуация обострилась до антирусских выступлений и была урегулирована силами милиции и армии. В свете растущей ксенофобии и ухудшения социально-экономических условий в конце 1980-х, из Центральной Азии начался масштабный исход этнических русских, которые представляли значимую часть населения и вносили вклад в развитие региона в различных сферах.
Преобразования в области культуры и информационной политики
В духе традиций XX съезда КПСС реформаторы категорически осудили репрессивный сталинский режим власти как противоречащий социалистическим и демократическим идеалам и гуманистическим ценностям. За годы перестройки реабилитированы сотни тысяч узников ГУЛАГа. Важным событием в процессе переосмысления советской истории стало учреждение в 1987–1988 гг. историко-просветительского общества «Мемориал», изучавшего политические репрессии 1930-х гг. Были изданы запрещённые ранее произведения множества отечественных авторов. Снят запрет с диссидентской и эмигрантской литературы, люди получили свободный доступ к трудам зарубежных учёных, дореволюционных историков и философов. В СМИ практически исчезала цензура и появлялись острокритические статьи и независимые программы на телевидении. Важную роль в либерализации печати сыграл А. Н. Яковлев, который курировал обновление руководства крупнейших изданий. Согласно его заявлению на заседании Политбюро летом 1986 г., было заменено 90 % руководящих кадров в редакциях основных газет и журналов (В Политбюро ЦК КПСС. 2008. С. 51). Одними из самых читаемыми изданий в перестройку были «Аргументы и факты», «Московские новости», «Огонёк», «Дружба народов», «Новый мир».

В духе традиций XX съезда КПСС реформаторы категорически осудили репрессивный сталинский режим власти как противоречащий социалистическим и демократическим идеалам и гуманистическим ценностям. За годы перестройки реабилитированы сотни тысяч узников ГУЛАГа. Важным событием в процессе переосмысления советской истории стало учреждение в 1987–1988 гг. историко-просветительского общества «Мемориал», изучавшего политические репрессии 1930-х гг. Были изданы запрещённые ранее произведения множества отечественных авторов. Снят запрет с диссидентской и эмигрантской литературы, люди получили свободный доступ к трудам зарубежных учёных, дореволюционных историков и философов. В СМИ практически исчезала цензура и появлялись острокритические статьи и независимые программы на телевидении. Важную роль в либерализации печати сыграл А. Н. Яковлев, который курировал обновление руководства крупнейших изданий. Согласно его заявлению на заседании Политбюро летом 1986 г., было заменено 90 % руководящих кадров в редакциях основных газет и журналов (В Политбюро ЦК КПСС. 2008. С. 51). Одними из самых читаемыми изданий в перестройку были «Аргументы и факты», «Московские новости», «Огонёк», «Дружба народов», «Новый мир».
Перестройка во внешней политике
Перестройка дала стимул диалогу о новых принципах мироустройства. На XXVII съезде КПСС (февраль – март 1986) были выдвинуты тезисы о взаимосвязанности и взаимозависимости мира и о недопустимости ядерной войны. Новое советское руководство стремилось к реальному сотрудничеству с США и их союзниками и окончанию «холодной войны». Одним из важнейших кадровых решений перестройки стало перемещение А. А. Громыко, получившего в западных дипломатических кругах прозвище Господин НЕТ, с поста министра иностранных дел СССР на пост председателя Президиума Верховного Совета СССР на июльском Пленуме ЦК КПСС 1985 г. Новым министром иностранных дел стал Э. А. Шеварднадзе, который проводил более уступчивую политику в отношениях с Западом. Встреча М. С. Горбачёва и Р. Рейгана в Женеве в ноябре 1985 г. стала началом нового этапа диалога между социалистическим блоком и Западом, хотя в результате неё не было достигнуто существенных договорённостей о ядерном разоружении. Их повторная встреча в Рейкьявике, состоявшаяся в октябре 1986 г., также не дала конкретных результатов, но стала очередным этапом процесса разоружения. В 1987 и 1991 гг. были подписаны первые в истории договорённости о реальном сокращении и уничтожении ядерных вооружений. Были нормализованы советско-китайские отношения, что положило конец длительному конфликту между двумя странами. 15 февраля 1989 г. был завершён вывод советских войск из Афганистана. В декабре 1989 г. лидеры СССР и США заявили во время Мальтийского саммита, что более не рассматривают друг друга как противников. Главам стран Восточной и Центральной Европы в начале перестройки было предложено взять на себя ответственность перед своими народами, позднее сформулирован принцип свободы выбора. Это предопределило отказ СССР от вмешательства во внутренние дела государств – членов Организации Варшавского договора (в 1985 был продлён на очередные 20 лет). Во 2-й половине 1989 г. в Германской Демократической Республике, Польской Народной Республике, Чехословацкой Социалистической Республике, Социалистической Республике Румыния, Социалистической Федеративной Республике Югославия, Народной Республике Албания и Народной Республике Болгария произошли «бархатные революции», в результате которых эти государства фактически покинули социалистический блок. М. С. Горбачёв и высшее руководство КПСС не предпринимали активных действий для поддержания режимов в европейских странах соцлагеря, тогда как лидеры ГДР, Социалистической Республики Румыния, Народной Социалистической Республики Албания и ряда других республик были настроены крайне консервативно и до последнего пытались сохранить свою власть.

Идя навстречу руководителям ФРГ и США (даже несмотря на возражения Франции и Великобритании), советское руководство согласилось на реализацию плана объединения Германии, фактически означавшего присоединение ГДР к ФРГ в 1990 г. Советский Союз отказался рассматривать региональные конфликты в Африке, Центральной Америке, Юго-Восточной Азии как объекты глобальной конфронтации, занял единую с США и странами НАТО позицию во время Кувейтского кризиса 1990–1991 гг. Советское руководство внесло предложения о радикальном сокращении ядерных и обычных вооружений, заявив о готовности к обсуждению любых проблем. Знаковым событием стало соглашение СССР и США о линии разграничения морских пространств, подписанное 1 июня 1990 г. Э. А. Шеварднадзе и государственным секретарём США Дж. Бейкером. Согласно ему США получили морские пространства между Чукоткой и Аляской площадью 54,6 тыс. км2, богатые рыбными ресурсами, нефтью и газом. С 1987 г. открывались совместные советско-американские предприятия, что в некоторой степени простимулировало развитие советской экономики, в частности в области информационных технологий. Символом вовлечения СССР в процесс экономической и культурной глобализации стало открытие 31 января 1990 г. первого в стране ресторана «Макдоналдс».

Глубинные изменения внутри СССР и падение просоветских режимов в Европе привело к фактическому крушению всего социалистического блока, которое было оформлено в 1991 г. подписанием протоколов о расформировании Совета экономической взаимопомощи и о полном прекращении действия Варшавского договора.
Противоречия и ошибки
Последовательная политика ослабления жёсткого государственного контроля над обществом из-за устойчивых социокультурных стереотипов стала многими восприниматься не как приглашение со стороны власти к диалогу и сотрудничеству, а как слабость власти, что провоцировало нападки на государство. Вместе с тем падение авторитета государственных институтов происходило и в результате нараставшего противостояния между реформаторским руководством страны и его политическими оппонентами. Прогрессирующее ослабление систем контроля, правопорядка привело к тому, что нарушение законов становилось нормой. Это в свою очередь породило стремление к фактическому захвату государственной собственности преступными группировками (к ним переходило и реальное влияние в экономике) и частью номенклатуры. Из-за контроля над собственностью постоянно возникали конфликты между республиканскими властями, добивавшимися перераспределения экономических ресурсов в свою пользу, и союзным центром. Реформаторы оказались неподготовленными к проявлениям вражды между отдельными народами, власть не сумела остановить сепаратистские тенденции. Раскол негативно сказывался на экономической политике. Разрывались производственные связи между регионами и предприятиями. Единая система управления народно-хозяйственным комплексом постепенно разрушалась. Советы трудовых коллективов навязывали руководству предприятий, оказавшемуся в полной зависимости от них, популистские решения об увеличении заработной платы работников, что вело к росту объёма денежной массы, не обеспеченной товарами, и подстёгивало инфляцию. Заполнить рынок товарами и услугами, несмотря на программы конверсии, мешало доминирование в советской экономике военно-промышленного комплекса, а также обвальное падение мировых цен на энергоносители, основную статью советского экспорта. Возникший дефицит товаров привёл к росту цен, что ухудшило повседневную жизнь основной массы населения. В 1990 г. начался спад производства, поначалу небольшой. Денежная реформа начала 1991 г., предусматривавшая переход экономики на частично нерегулируемые государством цены, не дала эффекта. Советское руководство пыталось усилить контроль за расходованием бюджетных средств, начавшимся процессом приватизации и экономической деятельностью союзных республик, что выразилось в учреждении в мае 1991 г. Контрольной палаты СССР. Несмотря на предоставление этому органу самых широких полномочий и другие меры, остановить стремительно ускорявшуюся дезинтеграцию советской экономики так и не удалось.

Социально-политическая обстановка в стране накалялась, кредит доверия к перестройке и её лидеру оказался исчерпанным. Из-за сохранявшегося сильного консервативного течения в верхах КПСС политическое руководство страны нередко запаздывало с принятием назревших социально-экономических и политических решений. К наиболее серьёзным противоречиям перестройки относилось намерение руководства страны провести полную демократизацию общества и вместе с тем сохранить КПСС как центральный элемент политической системы. Ослабление партии грозило прогрессирующим параличом государства. Последний в истории XXVIII съезд КПСС (2–13 июля 1990) проходил уже в условиях политического раскола среди советских коммунистов, сокращения численности партии в связи с нараставшим идеологическим кризисом в обществе. Принятие программного заявления «К гуманному, демократическому социализму» фактически означало официальный переход КПСС на социал-демократические позиции. Однако изменение государственной идеологии не могло быстро решить копившиеся десятилетиями проблемы в экономической, политической и социальной сферах. После завершения съезда численность и влияние партии заметно сокращались.
Крушение перестройки
Критические последствия для перестройки имел срыв двух проектов в результате Августовского кризиса 1991 г. Один из них – проект реформирования КПСС с целью организационного оформления на её базе партии социал-демократического типа и создания таким образом устойчивой массовой политической структуры для поддержки перестройки и сохранения государственности (на Июльском Пленуме ЦК КПСС 1991 эта идея была положена в основу политической линии; к несостоявшемуся XXIX съезду КПСС разработан новый, по сути социал-демократический, план реформирования этой партии). Второй проект – создание нового федеративного государственного устройства СССР – предполагал расширение полномочий республик в рамках союзного государства. В августе 1991 г., накануне подписания согласованного с большинством советских республик союзного договора, противники перестройки образовали ГКЧП и предприняли попытку насильственного отстранения М. С. Горбачёва от власти, чтобы повернуть страну к доперестроечным временам. Сопротивление демократических и либеральных сил сорвало эти планы. Но в итоге на волне сопротивления путчистам перевес получили либеральные политики, а в противостоянии с Президентом СССР окрепли позиции руководителей союзных республик, особенно РСФСР.

В декабре того же года президент РСФСР Б. Н. Ельцин, президент Украины Л. М. Кравчук и председатель Верховного Совета Республики Беларусь С. С. Шушкевич, ориентировавшиеся на настроения республиканских элит, подписали вопреки итогам Всесоюзного референдума о сохранении СССР (состоялся 17 марта 1991) Беловежские соглашения 1991 г. и уведомили Горбачёва о прекращении существования СССР и института Президента СССР. После нескольких безуспешных попыток предотвратить распад государства Горбачёв 25 декабря 1991 г. заявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР. С исчезновением с политической карты мира СССР официально завершилась и перестройка.
Перестройка и её временны́е рамки остаются предметами дискуссий. Однако кардинальные различия в оценках и интерпретациях не ставят под сомнение статус этого важнейшего процесса конца 20 в., повлиявшего не только на отечественную, но и на мировую историю.

Если нашли ошибку

Если вы нашли ошибку на этой странице, пожалуйста перейдите на страницу контакты и заполните форму "Ошибки на страницах".
Made on
Tilda