Мы используем файлы cookies для удобства пользования ресурсом
OK

Оскар Борисович Фельцман

советский и российский композитор, пианист.
Оскар Борисович Фельцман родился 18 февраля 1921 года в Одессе,
по адресу Малая Арнаутская, дом 46, в семье с еврейскими корнями.
Его отец, Борис Иосифович Фельцман, работал хирургом-ортопедом, а
мать, Циля Абрамовна Фельцман (1899—1984), занималась ведением
домашнего хозяйства. В 1933 году по проектам, разработанным Б. И.
Фельцманом, началось строительство детского санатория "Люстдорф"
на 350 мест под Одессой, предназначенного для лечения
детей, страдающих костно-суставным туберкулезом. По окончании
строительства Борис Иосифович возглавил данное медицинское
учреждение. Помимо врачебной практики, отец Оскара профессионально играл на фортепиано. С юных лет Оскар Фельцман старался не пропускать ни одного выступления музыкантов, приезжавших в Одессу с гастролями.

В возрасте пяти лет Оскар Фельцман начал осваивать скрипку под руководством известного педагога Петра Столярского, но вскоре переключился на игру на фортепиано. Он брал уроки игры на рояле у Берты Рейнгбальд, которая также обучала таких выдающихся пианистов, как Эмиль Гилельс и Татьяна Гольдфарб. Первая фортепианная композиция Оскара Фельцмана, получившая название "Осень", была создана им в шестилетнем возрасте. В 1939 году О. Фельцман завершил обучение в школе имени П. С. Столярского, где изучал композицию под руководством профессора Николая Вилинского. С 1939 по 1941 год он продолжил обучение в Московской консерватории в классе композиции В. Я. Шебалина.
В 1941 году Фельцман был эвакуирован в Новосибирск, где в возрасте 20 лет занял должность секретаря Сибирского отделения Союза композиторов СССР. В Новосибирске Фельцман писал музыку для филармонии, Ленинградского Александринского театра и занимал должность руководителя музыкальной части Белорусского государственного Еврейского театра (БелГОСЕТа). В этот период Фельцман написал оперетту, основанную на пьесе Валентина Катаева "Синий платочек", которая подверглась жесткой критике в газете "Правда". В 1941 году в Новосибирске Оскар Фельцман заключил брак со студенткой дирижёрско-хорового факультета Московской консерватории Евгенией Петровной Кайдановской (1920—2000). В 1945 году он вместе с супругой вернулся в Москву, где они временно остановились у родственников в Кривоарбатском переулке.

В 1948 году в Московском театре оперетты состоялась премьера музыкальной комедии "Воздушный замок". В 1952 году состоялись еще две премьеры: в Московском театре оперетты была представлена "Суворочка", а в Театре Станиславского и Немировича-Данченко – "Шумит Средиземное море". Кроме того, Фельцман начал писать музыку для цирковых номеров, эстрадных представлений и детских постановок Натальи Сац. В 1952 году Оскар Фельцман создал "Концерт для скрипки с оркестром" в трех частях.

В том же году для пародийного театра "Синяя птичка" он написал свою первую песню под названием "Теплоход" на стихи В. Драгунского и Л. Давидович. В 1954 году ее исполнил по телевидению Леонид Утесов, который также сделал запись на радио (вышла на грампластинке в 1956 году).

Песня "Ландыши", созданная на стихи Ольги Фадеевой и впервые представленная Геленой Великановой, быстро обрела широкую известность. В советских изданиях она подверглась критике за якобы мещанский характер и несоответствие идеологическим нормам. Несмотря на это, "Ландыши" и другие произведения композитора постоянно транслировались по радио и исполнялись на концертных площадках.

Среди песен, написанных в период создания "Ландышей", композитор особо выделял композицию "Мой Вася" на стихи Г. Ходосова. Исполнение Нины Дорды принесло ей мгновенную популярность, хотя и эта песня не избежала критики со стороны представителей культурной сферы.

В 1967 году на советском радио стартовала передача "С добрым утром!". Оскару Фельцману было предложено создать музыкальную заставку, которая каждое воскресенье сигнализировала бы о начале "дня веселья". Результатом стала песня на стихи Ольги Фадеевой, исполненная Марком Бернесом. Несмотря на прошедшие десятилетия, композитор продолжал поддерживать связь с создателями этой популярной передачи. В эфире "Доброго утра" впервые прозвучали многие известные песни Фельцмана, включая "Ландыши", "Комсомольцы двадцатого года", "Рулатэ", "Я верю, друзья", "Венок Дуная", "Стоят дворцы, стоят вокзалы", "Ходит песенка по кругу", "Белый свет", "Ничего не вижу…", "Фронтовики, наденьте ордена", "Огромное небо", "Огонь Прометея", "Стань человеком", "Баллада о знамени", "Баллада о красках", "Баллада о бессмертии", "Возвращение романса", "Вальс при свечах", "Дочери", цикл "С любовью к женщине", "Одинокая", "Мир дому твоему", "За полчаса до весны", "Остров детства", "Жеребенок" и многие другие. Это лишь небольшая часть произведений, прозвучавших в утреннем эфире.

В процессе создания песен Оскар Фельцман сотрудничал с множеством талантливых поэтов, среди которых были Андрей Вознесенский, Расул Гамзатов, Евгений Долматовский, Михаил Матусовский, Игорь Кохановский, Марк Лисянский, Лев Ошанин, Роберт Рождественский, Владимир Харитонов, Игорь Шаферан, Михаил Танич, В. Орлов, Наум Олев и Михаил Рябинин.

Произведения Фельцмана исполнялись многими выдающимися артистами советской и российской эстрады, такими как Леонид Утёсов, Марк Бернес, Владимир Трошин, Иван Шмелев, Эдита Пьеха, Валентина Толкунова, Вероника Круглова, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Эдуард Хиль, Юрий Гуляев, Георг Отс, Михаил Чуев, Лев Лещенко, Капиталина Лазаренко, Олег Анофриев, Мария Пахоменко, Леонид Серебренников, Ирина Аллегрова, София Ротару, Леонид Екимов, Анна Герман и многими другими известными исполнителями.

Особую любовь публики завоевали и продолжают пользоваться популярностью песни Фельцмана в исполнении Эдиты Пьехи, такие как "Огромное небо", "Белый свет", "Венок Дуная", "Манжерок", "Ничего не вижу" и другие. Сам Фельцман считал Эдиту Пьеху своей любимой исполнительницей. В начале 1970-х годов он входил в состав жюри популярного телевизионного конкурса "Алло, мы ищем таланты!".


В 1973 году на экраны вышел фильм-концерт, посвященный творчеству Оскара Фельцмана, под названием "Песни Оскара Фельцмана". В этот же период композитор написал музыку к трем опереттам - "Тётка Чарлея", "Старые дома" и "Пусть гитара играет", которые имели оглушительный успех на сцене Свердловского академического театра музыкальной комедии. В середине 80-х Фельцман организовал аккомпанирующий состав для своих концертных выступлений, назвав его "Огни Москвы", и пригласил Ирину Аллегрову в качестве солистки. Их сотрудничество продолжалось два года. Создание ансамбля произошло после того, как композитор перенес инфаркт, и гастрольная деятельность стала для него обременительной, в связи с чем он передал руководство ансамблем Давиду Тухманову.

В конце 80-х годов в творчестве Оскара Фельцмана усилился интерес к еврейской музыкальной культуре. Вероятно, импульсом к созданию произведений на еврейскую тематику послужил сборник "Из еврейской народной поэзии", ставший для него вдохновением. В 1987 году Фельцман создал вокальный цикл "Песни былого" и написал музыку к нескольким еврейским народным песням, используя тексты из книги "Песни былого. Из еврейской народной поэзии" в переводе Наума Гребнева (издательство "Москва", 1986). Исполнителем этого цикла стал Иосиф Кобзон. На протяжении 70-х и 80-х годов Оскар Борисович неизменно становился лауреатом телевизионного фестиваля "Песня года".

В конце 90-х годов Фельцман создал двенадцать песен на стихи Юрия Гарина. Эти произведения были представлены композитором на авторском концерте в Одессе в рамках празднования 200-летия города. В числе исполнителей этих песен – Алла Иошпе и Стахан Рахимов, а также Клара Новикова.

Оскар Фельцман также является автором ряда камерных произведений, среди которых "Десять романсов на стихи Инны Лиснянской", "Цикл романсов на стихи Марины Цветаевой" и "Цикл песен на стихи Хаима Бялика".

В 1991 году в Москве состоялся авторский вечер Оскара Фельцмана под названием "Я Вас люблю, я думаю о Вас…". В мае 1995 года Оскар Борисович посетил Ноябрьск, чтобы принять участие в торжествах, посвященных юбилею Победы. В ходе многочисленных встреч и концертов тысячи людей с удовольствием подпевали его песням. По возвращении в Москву, несмотря на планы продолжить работу, его мысли были заняты впечатлениями от далекого города за Полярным кругом. Так родились пять песен, посвященных Ноябрьску. Впоследствии эти песни были записаны Валентиной Толкуновой, Леонидом Серебренниковым и В. Шивриным в сопровождении оркестра Большого театра. Было выпущено 20 тысяч аудиокассет и 10 тысяч сборников нот. Для телевидения было снято пять музыкальных видеоклипов, отличающихся особой искренностью и эмоциональностью. Со временем песни Фельцмана стали частью культурной жизни Ноябрьска, а одна из них, "Домой, домой", получила статус гимна города.

С Ноябрьском связано и создание балета "Булочка" по либретто А. Агамирова. Это произведение было вдохновлено жизнью и культурным развитием северного города. Создание балета было приурочено к открытию хореографического училища. Премьера, поставленная силами учащихся и преподавателей училища, прошла с большим успехом. Музыкальное сопровождение было записано в Москве оркестром Большого театра, в мастерских которого также были изготовлены декорации для спектакля.

Хореографическая линия в творчестве Оскара Фельцмана не закончилась созданием предыдущих произведений. В 2000 году композитор создал балет для "Русского балета" под руководством Вячеслава Гордеева. В основу балета легла новелла Проспера Мериме "Венера Илльская", а либретто было написано совместно В. Гордеевым и О. Фельцманом.

В 1997 году свет увидела книга Оскара Фельцмана под названием "Костюм от Фишмана и другое".

20 февраля 1999 года в Москве, в ГЦКЗ "Россия", состоялся концерт "Огромное небо", приуроченный к 65-летию творческой деятельности композитора.
18 февраля 2001 года Центральный концертный зал "Россия" принимал юбилейный концерт композитора. К своему 80-летнему юбилею Оскар Борисович создал ряд новых музыкальных произведений, премьера которых состоялась в этот вечер. Отдельного внимания заслуживает диск "Еврейское счастье", представляющий собой 10 инструментальных пьес в исполнении екатеринбургского трио "Мазл Тов", лауреатов международного конкурса еврейской музыки в Москве. Весной 2001 года Фельцман был приглашен в Нью-Йорк на открытие выставки русской коллекции картин Марка Шагала, где он презентовал свой диск гостям. "Еврейское счастье" композитора, прозвучавшее в стенах Центрального музея еврейской культуры в Нью-Йорке, получило широкую известность.

В 2006 году, в честь 85-летия Оскара Фельцмана, в Москве, на сцене Государственного центрального концертного зала «Россия», был организован праздничный концерт.

Годом позже, в 2007 году, был снят документальный фильм, посвященный его жизни и творческому пути, под названием «Оскар Фельцман. Песня длиной в жизнь».
В 2009 году появился еще один документальный фильм об Оскаре Фельцмане, который получил название «Оскар Фельцман. Лёгкая мелодия жизни».

Оскар Фельцман скончался 3 февраля 2013 года в возрасте 91 года. Причиной смерти стала сердечная недостаточность. Он ушел из жизни в 02:45 в Центральной клинической больнице имени Семашко. Прощание с композитором состоялось в Доме Союза композиторов России, а 6 февраля 2013 года он был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Биография
Оскара Борисовича Фельцмана

Дата рождения
Дата смерти
Место смерти
Место рождения
Одесса, Украинская ССР
Гражданство
18.02.1921
03.02.2013
Москва, Россия
СССР, Россия
Оскар Борисович Фельцман родился 18 февраля 1921 года в Одессе, по адресу Малая Арнаутская, дом 46, в семье с еврейскими корнями. Его отец, Борис Иосифович Фельцман, работал хирургом-ортопедом, а мать, Циля Абрамовна Фельцман (1899—1984), занималась ведением домашнего хозяйства. В 1933 году по проектам, разработанным Б. И. Фельцманом, началось строительство детского санатория "Люстдорф" на 350 мест под Одессой, предназначенного для лечения детей, страдающих костно-суставным туберкулезом. По окончании строительства Борис Иосифович возглавил данное медицинское учреждение. Помимо врачебной практики, отец Оскара профессионально играл на фортепиано. С юных лет Оскар Фельцман старался не пропускать ни одного выступления музыкантов, приезжавших в Одессу с гастролями.

В возрасте пяти лет Оскар Фельцман начал осваивать скрипку под руководством известного педагога Петра Столярского, но вскоре переключился на игру на фортепиано. Он брал уроки игры на рояле у Берты Рейнгбальд, которая также обучала таких выдающихся пианистов, как Эмиль Гилельс и Татьяна Гольдфарб. Первая фортепианная композиция Оскара Фельцмана, получившая название "Осень", была создана им в шестилетнем возрасте. В 1939 году О. Фельцман завершил обучение в школе имени П. С. Столярского, где изучал композицию под руководством профессора Николая Вилинского. С 1939 по 1941 год он продолжил обучение в Московской консерватории в классе композиции В. Я. Шебалина.

В 1941 году Фельцман был эвакуирован в Новосибирск, где в возрасте 20 лет занял должность секретаря Сибирского отделения Союза композиторов СССР. В Новосибирске Фельцман писал музыку для филармонии, Ленинградского Александринского театра и занимал должность руководителя музыкальной части Белорусского государственного Еврейского театра (БелГОСЕТа). В этот период Фельцман написал оперетту, основанную на пьесе Валентина Катаева "Синий платочек", которая подверглась жесткой критике в газете "Правда". В 1941 году в Новосибирске Оскар Фельцман заключил брак со студенткой дирижёрско-хорового факультета Московской консерватории Евгенией Петровной Кайдановской (1920—2000). В 1945 году он вместе с супругой вернулся в Москву, где они временно остановились у родственников в Кривоарбатском переулке.

В 1948 году в Московском театре оперетты состоялась премьера музыкальной комедии "Воздушный замок". В 1952 году состоялись еще две премьеры: в Московском театре оперетты была представлена "Суворочка", а в Театре Станиславского и Немировича-Данченко – "Шумит Средиземное море". Кроме того, Фельцман начал писать музыку для цирковых номеров, эстрадных представлений и детских постановок Натальи Сац. В 1952 году Оскар Фельцман создал "Концерт для скрипки с оркестром" в трех частях.

В том же году для пародийного театра "Синяя птичка" он написал свою первую песню под названием "Теплоход" на стихи В. Драгунского и Л. Давидович. В 1954 году ее исполнил по телевидению Леонид Утесов, который также сделал запись на радио (вышла на грампластинке в 1956 году).

Песня "Ландыши", созданная на стихи Ольги Фадеевой и впервые представленная Геленой Великановой, быстро обрела широкую известность. В советских изданиях она подверглась критике за якобы мещанский характер и несоответствие идеологическим нормам. Несмотря на это, "Ландыши" и другие произведения композитора постоянно транслировались по радио и исполнялись на концертных площадках.

Среди песен, написанных в период создания "Ландышей", композитор особо выделял композицию "Мой Вася" на стихи Г. Ходосова. Исполнение Нины Дорды принесло ей мгновенную популярность, хотя и эта песня не избежала критики со стороны представителей культурной сферы.

В 1967 году на советском радио стартовала передача "С добрым утром!". Оскару Фельцману было предложено создать музыкальную заставку, которая каждое воскресенье сигнализировала бы о начале "дня веселья". Результатом стала песня на стихи Ольги Фадеевой, исполненная Марком Бернесом. Несмотря на прошедшие десятилетия, композитор продолжал поддерживать связь с создателями этой популярной передачи. В эфире "Доброго утра" впервые прозвучали многие известные песни Фельцмана, включая "Ландыши", "Комсомольцы двадцатого года", "Рулатэ", "Я верю, друзья", "Венок Дуная", "Стоят дворцы, стоят вокзалы", "Ходит песенка по кругу", "Белый свет", "Ничего не вижу…", "Фронтовики, наденьте ордена", "Огромное небо", "Огонь Прометея", "Стань человеком", "Баллада о знамени", "Баллада о красках", "Баллада о бессмертии", "Возвращение романса", "Вальс при свечах", "Дочери", цикл "С любовью к женщине", "Одинокая", "Мир дому твоему", "За полчаса до весны", "Остров детства", "Жеребенок" и многие другие. Это лишь небольшая часть произведений, прозвучавших в утреннем эфире.

В процессе создания песен Оскар Фельцман сотрудничал с множеством талантливых поэтов, среди которых были Андрей Вознесенский, Расул Гамзатов, Евгений Долматовский, Михаил Матусовский, Игорь Кохановский, Марк Лисянский, Лев Ошанин, Роберт Рождественский, Владимир Харитонов, Игорь Шаферан, Михаил Танич, В. Орлов, Наум Олев и Михаил Рябинин.

Произведения Фельцмана исполнялись многими выдающимися артистами советской и российской эстрады, такими как Леонид Утёсов, Марк Бернес, Владимир Трошин, Иван Шмелев, Эдита Пьеха, Валентина Толкунова, Вероника Круглова, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Эдуард Хиль, Юрий Гуляев, Георг Отс, Михаил Чуев, Лев Лещенко, Капиталина Лазаренко, Олег Анофриев, Мария Пахоменко, Леонид Серебренников, Ирина Аллегрова, София Ротару, Леонид Екимов, Анна Герман и многими другими известными исполнителями.

Особую любовь публики завоевали и продолжают пользоваться популярностью песни Фельцмана в исполнении Эдиты Пьехи, такие как "Огромное небо", "Белый свет", "Венок Дуная", "Манжерок", "Ничего не вижу" и другие. Сам Фельцман считал Эдиту Пьеху своей любимой исполнительницей. В начале 1970-х годов он входил в состав жюри популярного телевизионного конкурса "Алло, мы ищем таланты!".

В 1973 году на экраны вышел фильм-концерт, посвященный творчеству Оскара Фельцмана, под названием "Песни Оскара Фельцмана". В этот же период композитор написал музыку к трем опереттам - "Тётка Чарлея", "Старые дома" и "Пусть гитара играет", которые имели оглушительный успех на сцене Свердловского академического театра музыкальной комедии. В середине 80-х Фельцман организовал аккомпанирующий состав для своих концертных выступлений, назвав его "Огни Москвы", и пригласил Ирину Аллегрову в качестве солистки. Их сотрудничество продолжалось два года. Создание ансамбля произошло после того, как композитор перенес инфаркт, и гастрольная деятельность стала для него обременительной, в связи с чем он передал руководство ансамблем Давиду Тухманову.

В конце 80-х годов в творчестве Оскара Фельцмана усилился интерес к еврейской музыкальной культуре. Вероятно, импульсом к созданию произведений на еврейскую тематику послужил сборник "Из еврейской народной поэзии", ставший для него вдохновением. В 1987 году Фельцман создал вокальный цикл "Песни былого" и написал музыку к нескольким еврейским народным песням, используя тексты из книги "Песни былого. Из еврейской народной поэзии" в переводе Наума Гребнева (издательство "Москва", 1986). Исполнителем этого цикла стал Иосиф Кобзон. На протяжении 70-х и 80-х годов Оскар Борисович неизменно становился лауреатом телевизионного фестиваля "Песня года".

В конце 90-х годов Фельцман создал двенадцать песен на стихи Юрия Гарина. Эти произведения были представлены композитором на авторском концерте в Одессе в рамках празднования 200-летия города. В числе исполнителей этих песен – Алла Иошпе и Стахан Рахимов, а также Клара Новикова.

Оскар Фельцман также является автором ряда камерных произведений, среди которых "Десять романсов на стихи Инны Лиснянской", "Цикл романсов на стихи Марины Цветаевой" и "Цикл песен на стихи Хаима Бялика".

В 1991 году в Москве состоялся авторский вечер Оскара Фельцмана под названием "Я Вас люблю, я думаю о Вас…". В мае 1995 года Оскар Борисович посетил Ноябрьск, чтобы принять участие в торжествах, посвященных юбилею Победы. В ходе многочисленных встреч и концертов тысячи людей с удовольствием подпевали его песням. По возвращении в Москву, несмотря на планы продолжить работу, его мысли были заняты впечатлениями от далекого города за Полярным кругом. Так родились пять песен, посвященных Ноябрьску. Впоследствии эти песни были записаны Валентиной Толкуновой, Леонидом Серебренниковым и В. Шивриным в сопровождении оркестра Большого театра. Было выпущено 20 тысяч аудиокассет и 10 тысяч сборников нот. Для телевидения было снято пять музыкальных видеоклипов, отличающихся особой искренностью и эмоциональностью. Со временем песни Фельцмана стали частью культурной жизни Ноябрьска, а одна из них, "Домой, домой", получила статус гимна города.
С Ноябрьском связано и создание балета "Булочка" по либретто А. Агамирова. Это произведение было вдохновлено жизнью и культурным развитием северного города. Создание балета было приурочено к открытию хореографического училища. Премьера, поставленная силами учащихся и преподавателей училища, прошла с большим успехом. Музыкальное сопровождение было записано в Москве оркестром Большого театра, в мастерских которого также были изготовлены декорации для спектакля.


Хореографическая линия в творчестве Оскара Фельцмана не закончилась созданием предыдущих произведений. В 2000 году композитор создал балет для "Русского балета" под руководством Вячеслава Гордеева. В основу балета легла новелла Проспера Мериме "Венера Илльская", а либретто было написано совместно В. Гордеевым и О. Фельцманом.

В 1997 году свет увидела книга Оскара Фельцмана под названием "Костюм от Фишмана и другое".

20 февраля 1999 года в Москве, в ГЦКЗ "Россия", состоялся концерт "Огромное небо", приуроченный к 65-летию творческой деятельности композитора.

18 февраля 2001 года Центральный концертный зал "Россия" принимал юбилейный концерт композитора. К своему 80-летнему юбилею Оскар Борисович создал ряд новых музыкальных произведений, премьера которых состоялась в этот вечер. Отдельного внимания заслуживает диск "Еврейское счастье", представляющий собой 10 инструментальных пьес в исполнении екатеринбургского трио "Мазл Тов", лауреатов международного конкурса еврейской музыки в Москве. Весной 2001 года Фельцман был приглашен в Нью-Йорк на открытие выставки русской коллекции картин Марка Шагала, где он презентовал свой диск гостям. "Еврейское счастье" композитора, прозвучавшее в стенах Центрального музея еврейской культуры в Нью-Йорке, получило широкую известность.

В 2006 году, в честь 85-летия Оскара Фельцмана, в Москве, на сцене Государственного центрального концертного зала «Россия», был организован праздничный концерт.

Годом позже, в 2007 году, был снят документальный фильм, посвященный его жизни и творческому пути, под названием «Оскар Фельцман. Песня длиной в жизнь».

В 2009 году появился еще один документальный фильм об Оскаре Фельцмане, который получил название «Оскар Фельцман. Лёгкая мелодия жизни».

Оскар Фельцман скончался 3 февраля 2013 года в возрасте 91 года. Причиной смерти стала сердечная недостаточность. Он ушел из жизни в 02:45 в Центральной клинической больнице имени Семашко. Прощание с композитором состоялось в Доме Союза композиторов России, а 6 февраля 2013 года он был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Песни
Оскара Борисовича Фельцмана

Made on
Tilda