Мы используем файлы cookies для удобства пользования ресурсом
OK

Исаак Осипович Дунаевский
(имя при рождении - Ицхок-Бер бен Бецалел-Йосеф Дунаевский)

советский композитор и дирижёр, народный артист РСФСР (1950), лауреат двух Сталинских премий (1941, 1951).
Автор 12 оперетт и четырёх балетов, музыки к нескольким десяткам кинофильмов, множества популярных советских песен.
Исаак Осипович Дунаевский родился в небольшом городке Лохвица
(ныне Полтавская область) в еврейской семье, где его отец работал в
банковской сфере.

Рано проявив незаурядные музыкальные способности, уже в
пятилетнем возрасте он легко воспроизводил на фортепиано мелодии
вальсов и маршей, услышанные им, а также демонстрировал талант
импровизации на домашних мероприятиях. Он не пропускал
выступления приезжих оперных и драматических трупп. С восьми лет
начал обучение игре на скрипке.

В 1910 году семья переехала в Харьков, где Исаак поступил в местное музыкальное училище. Здесь он изучал скрипку под руководством профессора Константина Горского, а затем – у И. Ю. Ахрона. У Ахрона он продолжил обучение скрипичному мастерству и в Харьковской консерватории. Параллельно с учебой он активно занимался сочинением музыки, его наставником в композиции был С. С. Богатырёв.
Закончив консерваторию в 1919 году, он начал работу в Харьковском драматическом театре под руководством Николая Синельникова. Сначала он играл в оркестре в качестве скрипача-концертмейстера, затем стал дирижером, а впоследствии возглавил музыкальную часть театра. Именно здесь состоялся его дебют как театрального композитора, он писал музыку ко всем новым постановкам. Он также читал лекции о музыке, руководил художественной самодеятельностью в армейских частях, организовывал музыкальные кружки и студии при военных клубах, заведовал музыкальным отделом в губернском отделе народного образования и сотрудничал с различными газетами.

В 1924 году по приглашению Владимира Хенкина переехал в Москву. С этого же года он занимал должность музыкального руководителя в театре «Эрмитаж». С 1926 года руководил музыкальной частью Театра сатиры и Московского театра оперетты, где в 1927 году с большим успехом состоялась премьера его оперетты «Женихи».

С 1929 по 1934 год (по некоторым данным – до 1935 года) был музыкальным руководителем и главным дирижером Ленинградского мюзик-холла. Однако первый же спектакль, к которому он написал музыку, – сатирическое обозрение «Одиссей» – был снят с репертуара после нескольких представлений. В этот же период он начал сотрудничество с Леонидом Утесовым. В поиске уникального стиля «советского джаза» он обращался к народной музыке и создал программу «Джаз на повороте», состоявшую из рапсодий и фантазий на темы народных песен. В 1933 году вместе с Владимиром Массом и Николаем Эрдманом он создал для Утесова джаз-обозрение «Музыкальный магазин» с джазовыми обработками мелодий Верди, Римского-Корсакова и Чайковского. В Ленинградском Мюзик-Холле с большим успехом шла оперетта Эрве «Мадемуазель Нитуш» под названием «Небесные ласточки» (1933) в новой оригинальной редакции Дунаевского.

Являясь одним из основоположников советской оперетты и музыкальной кинокомедии, Дунаевский превратил музыку в важнейший элемент драматургии фильма. Фильм «Веселые ребята» (1934), созданный в соавторстве с режиссером Григорием Александровым и поэтом Василием Лебедевым-Кумачом, а также последующие работы, принесли композитору широкую известность. С 1934 по 1940 год он создал музыку для шестнадцати кинофильмов. Он также часто участвовал в озвучивании фильмов, играя на рояле и исполняя вокальные партии. Симфонический талант Дунаевского высоко оценивался Дмитрием Шостаковичем.

В 1937 году он стал художественным руководителем ансамбля песни и пляски Ленинградского Дворца пионеров.

С 1937 по 1941 год возглавлял Союз композиторов Ленинграда. В 1938 году был избран депутатом Верховного совета РСФСР 1-го созыва от Ленинградской области.
С 1943 года жил и работал в Москве. В годы Великой Отечественной войны он был художественным руководителем ансамбля песни и пляски Центрального дома культуры железнодорожников, многократно выступал перед бойцами в воинских частях и госпиталях, а также перед рабочими, трудившимися на оборонных предприятиях.

В своей творческой деятельности композитор нередко сталкивался с ограничениями, характерными для сталинской эпохи: его произведения не публиковались из-за пренебрежительного отношения к «легкой музыке», а в период борьбы с космополитизмом многие его произведения на еврейскую тематику подвергались критике и отклонялись.

В последние годы жизни занимал посты председателя секции массовых жанров Союза композиторов, заместителя председателя музыкальной секции ВОКСа и музыкальной секции Дома кино, входил в художественный совет Радиокомитета СССР, был членом правления Союза композиторов, членом редколлегии журнала «Советская музыка» и музыкального издательства.

Он ушел из жизни 25 июля 1955 года в Москве от внезапного сердечного спазма и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Последняя оперетта Дунаевского «Белая акация» (1955) была завершена Кириллом Молчановым уже после его кончины.

Биография
Исаака Осиповича Дунаевского

Дата рождения
Дата смерти
Место смерти
Место рождения
Российская империя
Гражданство
18.01.1900
25.07.1955
Москва, СССР
Российская империя, СССР
Исаак Осипович Дунаевский родился в небольшом городке Лохвица (ныне Полтавская область) в еврейской семье, где его отец работал в банковской сфере.

Рано проявив незаурядные музыкальные способности, уже в пятилетнем возрасте он легко воспроизводил на фортепиано мелодии вальсов и маршей, услышанные им, а также демонстрировал талант импровизации на домашних мероприятиях. Он не пропускал выступления приезжих оперных и драматических трупп. С восьми лет начал обучение игре на скрипке.

В 1910 году семья переехала в Харьков, где Исаак поступил в местное музыкальное училище. Здесь он изучал скрипку под руководством профессора Константина Горского, а затем – у И. Ю. Ахрона. У Ахрона он продолжил обучение скрипичному мастерству и в Харьковской консерватории. Параллельно с учебой он активно занимался сочинением музыки, его наставником в композиции был С. С. Богатырёв.

Закончив консерваторию в 1919 году, он начал работу в Харьковском драматическом театре под руководством Николая Синельникова. Сначала он играл в оркестре в качестве скрипача-концертмейстера, затем стал дирижером, а впоследствии возглавил музыкальную часть театра. Именно здесь состоялся его дебют как театрального композитора, он писал музыку ко всем новым постановкам. Он также читал лекции о музыке, руководил художественной самодеятельностью в армейских частях, организовывал музыкальные кружки и студии при военных клубах, заведовал музыкальным отделом в губернском отделе народного образования и сотрудничал с различными газетами.

В 1924 году по приглашению Владимира Хенкина переехал в Москву. С этого же года он занимал должность музыкального руководителя в театре «Эрмитаж». С 1926 года руководил музыкальной частью Театра сатиры и Московского театра оперетты, где в 1927 году с большим успехом состоялась премьера его оперетты «Женихи».

С 1929 по 1934 год (по некоторым данным – до 1935 года) был музыкальным руководителем и главным дирижером Ленинградского мюзик-холла. Однако первый же спектакль, к которому он написал музыку, – сатирическое обозрение «Одиссей» – был снят с репертуара после нескольких представлений. В этот же период он начал сотрудничество с Леонидом Утесовым. В поиске уникального стиля «советского джаза» он обращался к народной музыке и создал программу «Джаз на повороте», состоявшую из рапсодий и фантазий на темы народных песен. В 1933 году вместе с Владимиром Массом и Николаем Эрдманом он создал для Утесова джаз-обозрение «Музыкальный магазин» с джазовыми обработками мелодий Верди, Римского-Корсакова и Чайковского. В Ленинградском Мюзик-Холле с большим успехом шла оперетта Эрве «Мадемуазель Нитуш» под названием «Небесные ласточки» (1933) в новой оригинальной редакции Дунаевского.

Являясь одним из основоположников советской оперетты и музыкальной кинокомедии, Дунаевский превратил музыку в важнейший элемент драматургии фильма. Фильм «Веселые ребята» (1934), созданный в соавторстве с режиссером Григорием Александровым и поэтом Василием Лебедевым-Кумачом, а также последующие работы, принесли композитору широкую известность. С 1934 по 1940 год он создал музыку для шестнадцати кинофильмов. Он также часто участвовал в озвучивании фильмов, играя на рояле и исполняя вокальные партии. Симфонический талант Дунаевского высоко оценивался Дмитрием Шостаковичем.

В 1937 году он стал художественным руководителем ансамбля песни и пляски Ленинградского Дворца пионеров.

С 1937 по 1941 год возглавлял Союз композиторов Ленинграда. В 1938 году был избран депутатом Верховного совета РСФСР 1-го созыва от Ленинградской области.

С 1943 года жил и работал в Москве. В годы Великой Отечественной войны он был художественным руководителем ансамбля песни и пляски Центрального дома культуры железнодорожников, многократно выступал перед бойцами в воинских частях и госпиталях, а также перед рабочими, трудившимися на оборонных предприятиях.

В своей творческой деятельности композитор нередко сталкивался с ограничениями, характерными для сталинской эпохи: его произведения не публиковались из-за пренебрежительного отношения к «легкой музыке», а в период борьбы с космополитизмом многие его произведения на еврейскую тематику подвергались критике и отклонялись.

В последние годы жизни занимал посты председателя секции массовых жанров Союза композиторов, заместителя председателя музыкальной секции ВОКСа и музыкальной секции Дома кино, входил в художественный совет Радиокомитета СССР, был членом правления Союза композиторов, членом редколлегии журнала «Советская музыка» и музыкального издательства.

Он ушел из жизни 25 июля 1955 года в Москве от внезапного сердечного спазма и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Последняя оперетта Дунаевского «Белая акация» (1955) была завершена Кириллом Молчановым уже после его кончины.

Песни
Исаака Осиповича Дунаевского

Made on
Tilda