Мы используем файлы cookies для удобства пользования ресурсом
OK

Исаак Иосифович Шварц

советский и российский композитор, Народный артист Российской Федерации.
Исаак Иосифович Шварц родился 13 мая 1923 года в городе Ромны,
Полтавской губернии (сегодня это Сумская область в Украине), в
интеллектуальной еврейской семье. Родители, вместе со старшими
дочерьми Софьей и Марией, воспитывали его в атмосфере любви к
музыке и литературе. Его дед по отцовской линии, в прошлом
священнослужитель, в начале XX века перебрался из Прибалтики в
Полтавскую губернию.

В 1930 году семья Шварцев переехала в Ленинград и обосновалась в
центре города, неподалеку от Невского проспекта. Исаак, которого в семье не считали настолько же одаренным, как его сестры, начал посещать занятия по игре на фортепиано в Доме художественного воспитания детей под руководством А.С. Замкова. Позднее он занимался с профессором Леонидом Николаевым. В 1935 году, в возрасте 12 лет, Шварц одержал победу на конкурсе юных талантов, проходившем в Большом зале Ленинградской филармонии. Тем не менее, как вспоминал сам Шварц, полноценного музыкального образования в детстве он не получил.

Весной 1936 года, в тринадцатилетнем возрасте, Исаак впервые появился на киноэкране. Он сыграл небольшую роль в фильме "Концерт Бетховена", где изображал провожающего товарища на музыкальный конкурс на Московском вокзале в Ленинграде. Его имя было указано в титрах.

После убийства Кирова над семьей Шварца нависла угроза, поскольку это событие спровоцировало репрессии в Ленинграде. В декабре 1936 года отец Исаака, Иосиф Евсеевич Шварц (1889-1938), филолог-арабист, профессор Ленинградского университета и обладатель прекрасного баритона, был арестован сотрудниками НКВД СССР. По воспоминаниям Шварца, он долгие месяцы плакал по ночам из-за горя. Впоследствии Иосиф Евсеевич был осужден по 58-й статье УК РСФСР и отправлен в лагеря, где 4 апреля 1938 года был повторно приговорен тройкой при УНКВД по Дальстрою и расстрелян 11 апреля в Магадане. Шварц всю жизнь помнил последнюю встречу с отцом перед отправкой в ленинградскую пересыльную тюрьму.
Летом 1937 года семья Шварца, лишившаяся всего имущества, включая рояль и библиотеку, была выслана из Ленинграда в Киргизскую ССР. Они поселились в доме с глинобитной крышей. Мать Исаака, Рахиль Соломоновна Бергер (1891-1970), выпускница Киевского коммерческого института, преподававшая в школе математику, литературу и русский язык, устроилась на швейную фабрику во Фрунзе.

Четырнадцатилетний Исаак начал давать уроки игры на фортепиано детям местных чиновников. Его старшая сестра Софья, талантливая пианистка и студентка консерватории, познакомила Исаака с произведениями Моцарта, Бетховена, Чайковского, Бизе и других знаменитых композиторов. С юности Шварц особенно ценил мелодичность в музыке – красоту, выразительность и запоминаемость.


В 1938 году судьба привела Исаака Шварца в Киргизскую ССР, где он начал постигать основы композиторского мастерства под руководством Владимира Фере. До начала войны, в летнем кинотеатре Фрунзе, он зарабатывал на жизнь, аккомпанируя немым фильмам, проявляя талант импровизатора. После просмотра киноленты "Сорок первый" на молодого музыканта обратил внимание актёр Иван Коваль-Самборский, предвидевший его блестящее будущее. Позже исследователи усматривали связь между этим ранним опытом и его зрелым пониманием кинематографического искусства. Незадолго до начала военных действий Шварц занимал должность концертмейстера в Киргизском государственном театре.

В годы войны он был призван в сапёрные войска. Весной 1942 года, во время артиллерийского обстрела под Харьковом, он получил ранение. После лечения в госпитале в Алма-Ате, в 1943 году, 20-летний Шварц заключил брак с Соней Полонской, его давней подругой, также пианисткой. Вскоре у них родилась дочь Галина, единственный ребенок в семье.

В 1945 году, после демобилизации, двадцатидвухлетний Шварц вернулся в Ленинград, где, благодаря поддержке Дмитрия Шостаковича, смог поступить в Ленинградскую консерваторию имени Римского-Корсакова. Его наставником стал Борис Арапов, но он также посещал занятия Шостаковича, который одним из первых разглядел его дарование. Обучение было платным, однако талантливого студента, обремененного семьей, освободили от оплаты, причины чего оставались неизвестными. Лишь в 1960 году ректор Павел Серебряков признался на премьере балета Шварца «Накануне», что Шостакович тайно финансировал его обучение. В период обучения Шварц, как и Шостакович, подвергался критике за "формализм", но он отказался публично осуждать своего учителя, как этого требовали.

В период учебы Шварц написал сонату соль минор для скрипки и фортепиано, струнный квартет, вокальные произведения на стихи Пушкина, Тютчева, Фета, Полонского, Гейне, а также вариации для фортепиано и арию для скрипки с фортепиано. Впервые его творчество привлекло внимание специалистов, которые отметили сочетание лирических и жанровых элементов, оригинальность мелодики и гармонии. Его романсы, созданные в студенческие годы, исполнялись известными ленинградскими певцами, такими как Сергей Шапошников и Надежда Вельтер. Последние два года в консерватории Шварц занимался под руководством Ореста Евлахова, у которого написал кантату «Дума о Родине» на стихи Чепурова для баса, хора и оркестра, балладу «Солдат и вьюга» на стихи Светлова и романсы на стихи Орлова и Щипачёва.

Летом 1946 года Шварц освоил аккордеон и после окончания первого курса консерватории ежегодно отправлялся на заработки в Сиверскую, живописный пригород Ленинграда. Там он выступал в домах отдыха, детских лагерях и на танцевальных площадках, а также занимался обучением детей музыке. Однако Шварц не посвятил себя педагогической деятельности, не основал свою композиторскую школу, и у него не было учеников. Мелодический талант кинокомпозитора, по словам Сергея Соловьева, остался уникальным и неповторимым.

В 1954 году Шварц создал «Симфонию фа минор», лирико-эпическое произведение в четырех частях, посвященное современному молодому человеку. Эта симфония принесла ему первую широкую известность. Мелодика симфонии перекликалась с советскими песнями и народной музыкой. Премьера состоялась 6 ноября 1954 года, и с тех пор симфония часто исполнялась в Большом зале Ленинградской филармонии. В 1955 году симфония была представлена на VIII Всесоюзном пленуме правления Союза композиторов СССР, после чего Шварц был принят в его ряды.

В 1956 году Георгий Товстоногов предложил Исааку Шварцу создать музыкальное сопровождение к спектаклю «Идиот», чтобы усилить драматическое воздействие произведения Достоевского. После успеха этой работы Шварц написал музыку к «Горю от ума», и в общей сложности оформил шесть постановок в Большом драматическом театре. Среди них – «Не склонившие головы» и «На всякого мудреца довольно простоты» под руководством Товстоногова, а также «Доходное место» в интерпретации Сусловича. Композитор признавал, что режиссеры Товстоногов и Якобсон оказали значительное влияние на его творчество. Всего он создал музыкальное оформление для 35 театральных постановок.

В 1950-х годах Шварц сочинил Молодежную увертюру для оркестра, а также два балета: «Накануне» (1960) и «В стране чудес» (1967), последний из которых был поставлен Якобсоном в Кировском театре.

С 1958 года началась плодотворная работа Исаака Шварца в кинематографе, которая постепенно стала центральной темой в его творческой биографии. Его первые работы для кино прозвучали в фильмах «Неоплаченный долг», «Наш корреспондент» и «Балтийское небо». Композитор успешно сотрудничал с режиссерами разных поколений, направлений и стилей, среди которых были Иван Пырьев, Михаил Ромм, Иосиф Хейфиц, Владимир Венгеров, Михаил Швейцер, Юлий Карасик, Владимир Мотыль, Сергей Соловьёв, Николай Губенко, Григорий Аронов, Алексей Герман, Петр Тодоровский, Родион Нахапетов, Сергей Бодров-старший, Павел Лунгин, Владимир Бортко, Евгений Татарский и многие другие. Благодаря широкому спектру композиторских приемов, Шварц находил подход к любому, даже самому сложному сценарию, при этом всегда ставя на первое место мелодичность, естественность, простоту и искренность в музыке. Критики отмечали, что его кино-музыка проникнута сочувствием, редкой способностью сопереживать как героям на экране, так и зрителям, а также добротой и человечностью. Сам Шварц считал важнейшими характеристиками своего творчества и музыки в целом повышенную чувствительность и сентиментальность, полагая эти качества необходимыми в искусстве, но в умеренных дозах, "в рамках вкуса".

Шварц написал музыку к более чем 125 фильмам, среди которых есть признанные шедевры как отечественного, так и мирового кинематографа. Наибольшего успеха композитор достиг в сотрудничестве с Мотылем и Соловьёвым. Одним из его излюбленных жанров была романтическая мелодрама.

Борис Кушнер считал, что таланты Шварца и Булата Окуджавы удивительно гармонировали. Их объединяли не только схожие взгляды на искусство, но и общая судьба: почти ровесники, оба были детьми "врагов народа", чьи отцы были репрессированы и расстреляны в конце 1930-х годов. Оба были вынуждены жить вдали от дома, воевали и были ранены на фронте, и обоих в начале карьеры критиковали за "формализм". До Шварца Матвей Блантер пытался создать музыкальное сопровождение к стихам Окуджавы, но безуспешно: классик советской песни не смог уловить "нерв поэзии" барда. Однако плодотворное сотрудничество Шварца и Окуджавы привело к созданию 32 песен и романсов, среди которых особенно известны песня Верещагина "Ваше благородие…" ("Белое солнце пустыни"), "Песенка кавалергарда" ("Звезда пленительного счастья"), романсы "Эта женщина в окне" ("Законный брак"), "Любовь и разлука" ("Нас венчали не в церкви"), а также песни из фильма "Соломенная шляпка". Их тесное взаимодействие порой приводило к тому, что музыка Шварца органично вплеталась в структуру притчевых произведений Окуджавы. В документальном фильме Валерия Балаяна (2002) композитор отметил, что мелодия романса Окуджавы "После дождичка небеса просторней…", которую поэт считал своей, на самом деле является вариацией лирической темы из сюиты Шварца к фильму "Мелодии белой ночи".

Самым долгим творческим союзом у Шварца было сотрудничество с Сергеем Соловьёвым. Он создал музыкальное сопровождение для целого ряда его кинолент, таких как "От нечего делать", "Предложение", "Егор Булычов", "Станционный смотритель", "Сто дней после детства", "Мелодии белой ночи", "Спасатель", "Наследница по прямой", "Избранные", а также написал музыку для театральной постановки "Дядя Ваня" в Малом театре. Кроме того, Шварц написал музыку и к фильму Соловьева "Чужая белая и рябой", однако в итоге режиссёр предпочёл использовать произведения Шостаковича и Бартока, что стало причиной продолжительной паузы в их совместной работе.

Советско-японская картина "Дерсу Узала" (режиссёр Акира Куросава), для которой Шварц написал музыку, была удостоена премии "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" (1976). Японский режиссёр, прибыв в Советский Союз, просмотрел множество фрагментов советских фильмов с музыкой разных композиторов, но отдал предпочтение Шварцу, так как был глубоко тронут элегией из фильма "Станционный смотритель".

Широко известные и любимые зрителями фильмы, запоминающиеся во многом благодаря проникновенной музыке Шварца, включают в себя "Станционный смотритель", "Законный брак" (признанный лучшим советским фильмом 1985 года), "Зеленые цепочки", "Сто дней после детства", "Братья Карамазовы", "Дикая собака динго" (1962), "Семейное счастье", "Бегство мистера Мак-Кинли", "Егор Булычов", "Живой труп", "Карусель", "Из жизни отдыхающих", "Нас венчали не в церкви", "Обрыв", "Блондинка за углом", "Проверка на дорогах", "Каникулы Кроша", "Не стреляйте в белых лебедей", "Последняя жертва". Музыкальное сопровождение к этим фильмам было записано оркестрами под руководством таких дирижёров, как Юрий Темирканов, Эмин Хачатурян, Александр Лазарев, Владимир Понькин, Евгений Колобов, Марк Эрмлер, Вахтанг Жордания.

Трагедия, случившаяся в семье Шварца, – гибель отца в колымских лагерях – нашла отражение в его работе над фильмом "Приговорённый" режиссёра Аркадия Кордона. Для этой драматической ленты, вышедшей на экраны в 1988 году, в период перестройки и переоценки злодеяний сталинизма, композитор создал мощное симфоническое произведение. По словам Кордона, мистические переливы симфонии Шварца передавали образ суровой Колымы, крики миллионов невинно осуждённых, и в "организованном хаосе звуков, рождённом гением композитора, слышалось их затихающее дыхание". В начале 1990-х годов эта тема получила дальнейшее развитие в документальном фильме "Будь ты проклята, Колыма!", где Шварц расширил свою прежнюю музыку, добавив виртуозные импровизации на синтезаторе.

Исаак Шварц трижды удостаивался премии "Ника" от Российской киноакадемии. Впервые это произошло в 1993 году, когда его музыкальное сопровождение к лентам "Белый король, красная королева" и "Луна-парк" было отмечено наградой. Впоследствии, в 2001 году, он вновь был удостоен "Ники" за лиричную музыку и романс на стихи Тимура Зульфикарова, созданные для артхаусной мелодрамы "Послушай, не идёт ли дождь". Третья награда была вручена в 2002 году за его работу над фильмом "Дикарка", основанным на пьесе А.Н. Островского.
Хотя Шварц не питал особой любви к телесериалам и редко их смотрел, по стечению обстоятельств последние проекты, в которых он участвовал, относились именно к этому формату. Он написал музыку к 12-серийному телефильму "Шахматист" (2004) и к 4-серийной саге "Дом на набережной", снятой по роману Юрия Трифонова (2007).
В завершение своей карьеры в кинематографе сам композитор особо выделял музыку, написанную для фильмов "Станционный смотритель" и "Звезда пленительного счастья", считая эти работы одними из самых любимых.

Более четырех десятилетий, начиная с 1964 года и до конца своих дней, Исаак Шварц жил и работал в своем доме, расположенном в дачном массиве Кезево, недалеко от станции Сиверская (около 70 километров от Санкт-Петербурга) в Гатчинском районе Ленинградской области. В этом тихом уголке, где Шварца при жизни называли «сиверским отшельником», он принимал известных деятелей культуры, таких как Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Акира Куросава, Зиновий Гердт, Иннокентий Смоктуновский, Сергей Соловьев, Иосиф Бродский, Булат Окуджава, Владимир Мотыль, Алексей Баталов, Олег Басилашвили и многих других. Известно, что в 1964 году Шварц оказал помощь в трудоустройстве на "Ленфильме" Иосифу Бродскому, будущему лауреату Нобелевской премии, который в то время был безработным поэтом, вернувшимся из ссылки. Среди коллег-кинокомпозиторов, которых Шварц высоко ценил за талант, мелодичность и уникальный стиль, были Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Андрей Петров, Микаэл Таривердиев, Надежда Симонян и Геннадий Гладков.

В Ленинград (позднее Санкт-Петербург), где у него была квартира, Шварц приезжал нечасто, предпочитая проводить творческие вечера в библиотеке имени А. Майкова в Сиверской. В 1979 году, в возрасте 56 лет, он женился на Антонине Нагорной, 20-летней поклоннице его творчества, с которой прожил счастливые тридцать лет.
Помимо визитов в северную столицу, Шварц иногда навещал родственников в Киеве и Одессе. Он также регулярно ездил в Москву по рабочим вопросам, где сотрудничал с кинематографистами и находил время для отдыха и лечения в Доме ветеранов кино, расположенном недалеко от «ближней дачи» Сталина в Кунцеве. По словам литератора Б. Горзева, вид на лесное «поместье» бывшего вождя вызывал у Шварца грустные мысли и воспоминания.

Исаак Шварц скончался во сне 27 декабря 2009 года, около 19:30, после того как прилег отдохнуть после работы за роялем в поселке Сиверский Гатчинского района Ленинградской области. Похороны состоялись 30 декабря 2009 года на Литераторских мостках Волковского кладбища Санкт-Петербурга. Согласно воле композитора, его похоронили по еврейскому обряду.

Биография
Исаака Иосифовича Шварца
Дата рождения
Дата смерти
Место смерти
Место рождения
Ромны, УССР, СССР
Гражданство
13.05.1923
27.12.2009
Сиверский, Россия
СССР, Россия
Исаак Иосифович Шварц родился 13 мая 1923 года в городе Ромны, Полтавской губернии (сегодня это Сумская область в Украине), в интеллектуальной еврейской семье. Родители, вместе со старшими дочерьми Софьей и Марией, воспитывали его в атмосфере любви к музыке и литературе. Его дед по отцовской линии, в прошлом священнослужитель, в начале XX века перебрался из Прибалтики в Полтавскую губернию.

В 1930 году семья Шварцев переехала в Ленинград и обосновалась в центре города, неподалеку от Невского проспекта. Исаак, которого в семье не считали настолько же одаренным, как его сестры, начал посещать занятия по игре на фортепиано в Доме художественного воспитания детей под руководством А.С. Замкова. Позднее он занимался с профессором Леонидом Николаевым. В 1935 году, в возрасте 12 лет, Шварц одержал победу на конкурсе юных талантов, проходившем в Большом зале Ленинградской филармонии. Тем не менее, как вспоминал сам Шварц, полноценного музыкального образования в детстве он не получил.
Весной 1936 года, в тринадцатилетнем возрасте, Исаак впервые появился на киноэкране. Он сыграл небольшую роль в фильме "Концерт Бетховена", где изображал провожающего товарища на музыкальный конкурс на Московском вокзале в Ленинграде. Его имя было указано в титрах.

После убийства Кирова над семьей Шварца нависла угроза, поскольку это событие спровоцировало репрессии в Ленинграде. В декабре 1936 года отец Исаака, Иосиф Евсеевич Шварц (1889-1938), филолог-арабист, профессор Ленинградского университета и обладатель прекрасного баритона, был арестован сотрудниками НКВД СССР. По воспоминаниям Шварца, он долгие месяцы плакал по ночам из-за горя. Впоследствии Иосиф Евсеевич был осужден по 58-й статье УК РСФСР и отправлен в лагеря, где 4 апреля 1938 года был повторно приговорен тройкой при УНКВД по Дальстрою и расстрелян 11 апреля в Магадане. Шварц всю жизнь помнил последнюю встречу с отцом перед отправкой в ленинградскую пересыльную тюрьму.

Летом 1937 года семья Шварца, лишившаяся всего имущества, включая рояль и библиотеку, была выслана из Ленинграда в Киргизскую ССР. Они поселились в доме с глинобитной крышей. Мать Исаака, Рахиль Соломоновна Бергер (1891-1970), выпускница Киевского коммерческого института, преподававшая в школе математику, литературу и русский язык, устроилась на швейную фабрику во Фрунзе. Четырнадцатилетний Исаак начал давать уроки игры на фортепиано детям местных чиновников. Его старшая сестра Софья, талантливая пианистка и студентка консерватории, познакомила Исаака с произведениями Моцарта, Бетховена, Чайковского, Бизе и других знаменитых композиторов. С юности Шварц особенно ценил мелодичность в музыке – красоту, выразительность и запоминаемость.

В 1938 году судьба привела Исаака Шварца в Киргизскую ССР, где он начал постигать основы композиторского мастерства под руководством Владимира Фере. До начала войны, в летнем кинотеатре Фрунзе, он зарабатывал на жизнь, аккомпанируя немым фильмам, проявляя талант импровизатора. После просмотра киноленты "Сорок первый" на молодого музыканта обратил внимание актёр Иван Коваль-Самборский, предвидевший его блестящее будущее. Позже исследователи усматривали связь между этим ранним опытом и его зрелым пониманием кинематографического искусства. Незадолго до начала военных действий Шварц занимал должность концертмейстера в Киргизском государственном театре.

В годы войны он был призван в сапёрные войска. Весной 1942 года, во время артиллерийского обстрела под Харьковом, он получил ранение. После лечения в госпитале в Алма-Ате, в 1943 году, 20-летний Шварц заключил брак с Соней Полонской, его давней подругой, также пианисткой. Вскоре у них родилась дочь Галина, единственный ребенок в семье.

В 1945 году, после демобилизации, двадцатидвухлетний Шварц вернулся в Ленинград, где, благодаря поддержке Дмитрия Шостаковича, смог поступить в Ленинградскую консерваторию имени Римского-Корсакова. Его наставником стал Борис Арапов, но он также посещал занятия Шостаковича, который одним из первых разглядел его дарование. Обучение было платным, однако талантливого студента, обремененного семьей, освободили от оплаты, причины чего оставались неизвестными. Лишь в 1960 году ректор Павел Серебряков признался на премьере балета Шварца «Накануне», что Шостакович тайно финансировал его обучение. В период обучения Шварц, как и Шостакович, подвергался критике за "формализм", но он отказался публично осуждать своего учителя, как этого требовали.

В период учебы Шварц написал сонату соль минор для скрипки и фортепиано, струнный квартет, вокальные произведения на стихи Пушкина, Тютчева, Фета, Полонского, Гейне, а также вариации для фортепиано и арию для скрипки с фортепиано. Впервые его творчество привлекло внимание специалистов, которые отметили сочетание лирических и жанровых элементов, оригинальность мелодики и гармонии. Его романсы, созданные в студенческие годы, исполнялись известными ленинградскими певцами, такими как Сергей Шапошников и Надежда Вельтер. Последние два года в консерватории Шварц занимался под руководством Ореста Евлахова, у которого написал кантату «Дума о Родине» на стихи Чепурова для баса, хора и оркестра, балладу «Солдат и вьюга» на стихи Светлова и романсы на стихи Орлова и Щипачёва.

Летом 1946 года Шварц освоил аккордеон и после окончания первого курса консерватории ежегодно отправлялся на заработки в Сиверскую, живописный пригород Ленинграда. Там он выступал в домах отдыха, детских лагерях и на танцевальных площадках, а также занимался обучением детей музыке. Однако Шварц не посвятил себя педагогической деятельности, не основал свою композиторскую школу, и у него не было учеников. Мелодический талант кинокомпозитора, по словам Сергея Соловьева, остался уникальным и неповторимым.

В 1954 году Шварц создал «Симфонию фа минор», лирико-эпическое произведение в четырех частях, посвященное современному молодому человеку. Эта симфония принесла ему первую широкую известность. Мелодика симфонии перекликалась с советскими песнями и народной музыкой. Премьера состоялась 6 ноября 1954 года, и с тех пор симфония часто исполнялась в Большом зале Ленинградской филармонии. В 1955 году симфония была представлена на VIII Всесоюзном пленуме правления Союза композиторов СССР, после чего Шварц был принят в его ряды.

В 1956 году Георгий Товстоногов предложил Исааку Шварцу создать музыкальное сопровождение к спектаклю «Идиот», чтобы усилить драматическое воздействие произведения Достоевского. После успеха этой работы Шварц написал музыку к «Горю от ума», и в общей сложности оформил шесть постановок в Большом драматическом театре. Среди них – «Не склонившие головы» и «На всякого мудреца довольно простоты» под руководством Товстоногова, а также «Доходное место» в интерпретации Сусловича. Композитор признавал, что режиссеры Товстоногов и Якобсон оказали значительное влияние на его творчество. Всего он создал музыкальное оформление для 35 театральных постановок.

В 1950-х годах Шварц сочинил Молодежную увертюру для оркестра, а также два балета: «Накануне» (1960) и «В стране чудес» (1967), последний из которых был поставлен Якобсоном в Кировском театре.

С 1958 года началась плодотворная работа Исаака Шварца в кинематографе, которая постепенно стала центральной темой в его творческой биографии. Его первые работы для кино прозвучали в фильмах «Неоплаченный долг», «Наш корреспондент» и «Балтийское небо». Композитор успешно сотрудничал с режиссерами разных поколений, направлений и стилей, среди которых были Иван Пырьев, Михаил Ромм, Иосиф Хейфиц, Владимир Венгеров, Михаил Швейцер, Юлий Карасик, Владимир Мотыль, Сергей Соловьёв, Николай Губенко, Григорий Аронов, Алексей Герман, Петр Тодоровский, Родион Нахапетов, Сергей Бодров-старший, Павел Лунгин, Владимир Бортко, Евгений Татарский и многие другие. Благодаря широкому спектру композиторских приемов, Шварц находил подход к любому, даже самому сложному сценарию, при этом всегда ставя на первое место мелодичность, естественность, простоту и искренность в музыке. Критики отмечали, что его кино-музыка проникнута сочувствием, редкой способностью сопереживать как героям на экране, так и зрителям, а также добротой и человечностью. Сам Шварц считал важнейшими характеристиками своего творчества и музыки в целом повышенную чувствительность и сентиментальность, полагая эти качества необходимыми в искусстве, но в умеренных дозах, "в рамках вкуса".

Шварц написал музыку к более чем 125 фильмам, среди которых есть признанные шедевры как отечественного, так и мирового кинематографа. Наибольшего успеха композитор достиг в сотрудничестве с Мотылем и Соловьёвым. Одним из его излюбленных жанров была романтическая мелодрама.

Борис Кушнер считал, что таланты Шварца и Булата Окуджавы удивительно гармонировали. Их объединяли не только схожие взгляды на искусство, но и общая судьба: почти ровесники, оба были детьми "врагов народа", чьи отцы были репрессированы и расстреляны в конце 1930-х годов. Оба были вынуждены жить вдали от дома, воевали и были ранены на фронте, и обоих в начале карьеры критиковали за "формализм". До Шварца Матвей Блантер пытался создать музыкальное сопровождение к стихам Окуджавы, но безуспешно: классик советской песни не смог уловить "нерв поэзии" барда. Однако плодотворное сотрудничество Шварца и Окуджавы привело к созданию 32 песен и романсов, среди которых особенно известны песня Верещагина "Ваше благородие…" ("Белое солнце пустыни"), "Песенка кавалергарда" ("Звезда пленительного счастья"), романсы "Эта женщина в окне" ("Законный брак"), "Любовь и разлука" ("Нас венчали не в церкви"), а также песни из фильма "Соломенная шляпка". Их тесное взаимодействие порой приводило к тому, что музыка Шварца органично вплеталась в структуру притчевых произведений Окуджавы. В документальном фильме Валерия Балаяна (2002) композитор отметил, что мелодия романса Окуджавы "После дождичка небеса просторней…", которую поэт считал своей, на самом деле является вариацией лирической темы из сюиты Шварца к фильму "Мелодии белой ночи".

Самым долгим творческим союзом у Шварца было сотрудничество с Сергеем Соловьёвым. Он создал музыкальное сопровождение для целого ряда его кинолент, таких как "От нечего делать", "Предложение", "Егор Булычов", "Станционный смотритель", "Сто дней после детства", "Мелодии белой ночи", "Спасатель", "Наследница по прямой", "Избранные", а также написал музыку для театральной постановки "Дядя Ваня" в Малом театре. Кроме того, Шварц написал музыку и к фильму Соловьева "Чужая белая и рябой", однако в итоге режиссёр предпочёл использовать произведения Шостаковича и Бартока, что стало причиной продолжительной паузы в их совместной работе.

Советско-японская картина "Дерсу Узала" (режиссёр Акира Куросава), для которой Шварц написал музыку, была удостоена премии "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" (1976). Японский режиссёр, прибыв в Советский Союз, просмотрел множество фрагментов советских фильмов с музыкой разных композиторов, но отдал предпочтение Шварцу, так как был глубоко тронут элегией из фильма "Станционный смотритель".

Широко известные и любимые зрителями фильмы, запоминающиеся во многом благодаря проникновенной музыке Шварца, включают в себя "Станционный смотритель", "Законный брак" (признанный лучшим советским фильмом 1985 года), "Зеленые цепочки", "Сто дней после детства", "Братья Карамазовы", "Дикая собака динго" (1962), "Семейное счастье", "Бегство мистера Мак-Кинли", "Егор Булычов", "Живой труп", "Карусель", "Из жизни отдыхающих", "Нас венчали не в церкви", "Обрыв", "Блондинка за углом", "Проверка на дорогах", "Каникулы Кроша", "Не стреляйте в белых лебедей", "Последняя жертва". Музыкальное сопровождение к этим фильмам было записано оркестрами под руководством таких дирижёров, как Юрий Темирканов, Эмин Хачатурян, Александр Лазарев, Владимир Понькин, Евгений Колобов, Марк Эрмлер, Вахтанг Жордания.

Трагедия, случившаяся в семье Шварца, – гибель отца в колымских лагерях – нашла отражение в его работе над фильмом "Приговорённый" режиссёра Аркадия Кордона. Для этой драматической ленты, вышедшей на экраны в 1988 году, в период перестройки и переоценки злодеяний сталинизма, композитор создал мощное симфоническое произведение. По словам Кордона, мистические переливы симфонии Шварца передавали образ суровой Колымы, крики миллионов невинно осуждённых, и в "организованном хаосе звуков, рождённом гением композитора, слышалось их затихающее дыхание". В начале 1990-х годов эта тема получила дальнейшее развитие в документальном фильме "Будь ты проклята, Колыма!", где Шварц расширил свою прежнюю музыку, добавив виртуозные импровизации на синтезаторе.

Исаак Шварц трижды удостаивался премии "Ника" от Российской киноакадемии. Впервые это произошло в 1993 году, когда его музыкальное сопровождение к лентам "Белый король, красная королева" и "Луна-парк" было отмечено наградой. Впоследствии, в 2001 году, он вновь был удостоен "Ники" за лиричную музыку и романс на стихи Тимура Зульфикарова, созданные для артхаусной мелодрамы "Послушай, не идёт ли дождь". Третья награда была вручена в 2002 году за его работу над фильмом "Дикарка", основанным на пьесе А.Н. Островского.

Хотя Шварц не питал особой любви к телесериалам и редко их смотрел, по стечению обстоятельств последние проекты, в которых он участвовал, относились именно к этому формату. Он написал музыку к 12-серийному телефильму "Шахматист" (2004) и к 4-серийной саге "Дом на набережной", снятой по роману Юрия Трифонова (2007).

В завершение своей карьеры в кинематографе сам композитор особо выделял музыку, написанную для фильмов "Станционный смотритель" и "Звезда пленительного счастья", считая эти работы одними из самых любимых.

Более четырех десятилетий, начиная с 1964 года и до конца своих дней, Исаак Шварц жил и работал в своем доме, расположенном в дачном массиве Кезево, недалеко от станции Сиверская (около 70 километров от Санкт-Петербурга) в Гатчинском районе Ленинградской области. В этом тихом уголке, где Шварца при жизни называли «сиверским отшельником», он принимал известных деятелей культуры, таких как Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Акира Куросава, Зиновий Гердт, Иннокентий Смоктуновский, Сергей Соловьев, Иосиф Бродский, Булат Окуджава, Владимир Мотыль, Алексей Баталов, Олег Басилашвили и многих других. Известно, что в 1964 году Шварц оказал помощь в трудоустройстве на "Ленфильме" Иосифу Бродскому, будущему лауреату Нобелевской премии, который в то время был безработным поэтом, вернувшимся из ссылки. Среди коллег-кинокомпозиторов, которых Шварц высоко ценил за талант, мелодичность и уникальный стиль, были Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Андрей Петров, Микаэл Таривердиев, Надежда Симонян и Геннадий Гладков.

В Ленинград (позднее Санкт-Петербург), где у него была квартира, Шварц приезжал нечасто, предпочитая проводить творческие вечера в библиотеке имени А. Майкова в Сиверской. В 1979 году, в возрасте 56 лет, он женился на Антонине Нагорной, 20-летней поклоннице его творчества, с которой прожил счастливые тридцать лет.

Помимо визитов в северную столицу, Шварц иногда навещал родственников в Киеве и Одессе. Он также регулярно ездил в Москву по рабочим вопросам, где сотрудничал с кинематографистами и находил время для отдыха и лечения в Доме ветеранов кино, расположенном недалеко от «ближней дачи» Сталина в Кунцеве. По словам литератора Б. Горзева, вид на лесное «поместье» бывшего вождя вызывал у Шварца грустные мысли и воспоминания.

Исаак Шварц скончался во сне 27 декабря 2009 года, около 19:30, после того как прилег отдохнуть после работы за роялем в поселке Сиверский Гатчинского района Ленинградской области. Похороны состоялись 30 декабря 2009 года на Литераторских мостках Волковского кладбища Санкт-Петербурга. Согласно воле композитора, его похоронили по еврейскому обряду.

Песни
Исаака Иосифовича Шварца

Made on
Tilda