Мы используем файлы cookies для удобства пользования ресурсом
OK

Геннадий Игоревич Гладков

советский и российский композитор, автор музыки к популярным кино- и телефильмам, мультфильмам и мюзиклам, Народный артист Российской Федерации.
Геннадий Игоревич Гладков появился на свет 18 февраля 1935 года в
Москве, в стенах роддома имени Грауэрмана. Музыкальные традиции
глубоко укоренились в его семье: дед по материнской линии, Степан
Осипович Максаков, виртуозно владел саратовской гармонью,
аккомпанируя самой Лидии Руслановой. Его отец, Игорь
Иванович Гладков (1908-1978), был джазовым пианистом и
аккордеонистом, выступавшим в известном джаз-оркестре под
руководством Александра Цфасмана. Матерью была Елена
Степановна Гладкова (1909-1987).

С раннего возраста Гладков демонстрировал интерес к джазовой и народной музыке, и вскоре начал заниматься ею на профессиональном уровне. Он учился в Мерзляковском училище при консерватории, а затем в Центральной музыкальной школе. После получения образования в химическом техникуме, он год проработал на заводе, но затем вернулся к музыке. В 1959 году он окончил Музыкальное училище при Московской консерватории, где изучал композицию у Григория Фрида. В 1964 году он завершил обучение в Московской консерватории по классу композиции Владимира Фере, а в 1966 году окончил аспирантуру. С 1963 года он преподавал в Московском хоровом училище, а с 1966 по 1971 год – оркестровку в Институте имени Гнесиных.
Еще будучи студентом консерватории, Гладков написал музыкальное оформление к спектаклю «Друг детства» (1961) в театре «Современник». В этот же период он начал создавать музыку для научно-популярных фильмов, таких как «Тайны минувшего» (1962). В 1965 году вышла его первая долгоиграющая пластинка — "Волшебник Изумрудного города".

По его собственным словам, своим появлением в кино Гладков обязан своему другу детства, Василию Ливанову. Именно Ливанов привлек его к работе над анимационным фильмом «Самый, самый, самый, самый» (1966). Дебют Гладова как театрального композитора состоялся в дипломной работе Ливанова в Щукинском училище — постановке по «Трём толстякам» Юрия Олеши.

Широкую известность Геннадий Гладков получил благодаря музыкальному мультипликационному фильму «Бременские музыканты» (1969) и его продолжению «По следам бременских музыкантов» (1973).

В конце 1960-х годов Геннадий Гладков начал сотрудничать с Марком Захаровым, который в то время возглавлял Московский театр сатиры. Результатом этого сотрудничества стали спектакли с музыкой Гладкова, такие как «Проснись и пой», «Темп-1929» и «Чудак-человек», поставленные на сцене театра. Позже этот список пополнился музыкальными спектаклями, поставленными в Ленинградском драматическом театре имени Ленсовета, включая «Укрощение строптивой», «Люди и страсти», «Дульсинея Тобосская», «Трубадур и его друзья» и «Ковалёва из провинции». Кроме того, в репертуаре Московского театра имени Ленинского комсомола, под руководством Марка Захарова, появились спектакли «Автоград-XXI» (1973), «Тиль» (1974), «Жестокие игры» (1979), а также музыкальное представление по сказке Андерсена «Дороже жемчуга и злата» (1980) в театре «Современник». Геннадий Гладков часто лично участвовал в спектаклях, импровизируя под аккомпанемент оркестра, находившегося на сцене. Например, во время гастролей в Польше в 1977 году он исполнял все музыкальные партии в «Тиле», дополняя их импровизациями. В 1983 году в Московском музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко состоялась премьера первой оперы Геннадия Гладкова под названием «Старший сын». В первой половине 1980-х годов Гладков также написал музыку для спектакля «Оптимистическая трагедия», а также для балетов «Вий» (1984) и «Двенадцать стульев» (1986), оперетты «Собака на сене», детской оперетты «Три Ивана» и мюзикла «Дон Жуан» (1973, 1988). Помимо этого, Геннадий Гладков активно работал в области кинематографа. В сотрудничестве с Марком Захаровым были созданы такие фильмы, как «12 стульев» (1977), «Обыкновенное чудо» (1978), «Дом, который построил Свифт» (1983), «Формула любви» (1984) и «Убить дракона» (1988). Музыка Гладкова также звучит в кинолентах «Джентльмены удачи» (1971), «Точка, точка, запятая…» (1972), «Люди и манекены» (1974), «Ты — мне, я — тебе» (1976), «Дон Сезар де Базан» (1989), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), «Дульсинея Тобосская» (1980), «После дождичка в четверг» (1985), «Расстанемся, пока хорошие» (1991) и «До первой крови» (1989). В течение 1990-х годов, продолжая работать с разными театрами, Гладков создал музыкальную комедию для петербургского Открытого театра под названием «Адъютант Его Величества». Он также написал балет «Танец дьявола» (1992) и мюзиклы «Йоахим-Лис — детектив с дипломом», «На бойком месте» и «Сватовство по-московски» (2000), созданный по мотивам произведений А. Н. Островского. Среди его театральных работ стоит отметить музыку к спектаклям: «Принцесса и эхо» (1983), «Дорогая Памела» (1985), «Не покидай меня, весна» (1986), «Волшебный сон» (1987), «Геракл» (1994), «А на небе радуга…» (1995), «Шиворот-навыворот» (1997), «Мужской сезон» (1999), «Сильвия» (2000), «Пенелопа, или 2+2» (2011), а также «Сирано де Бержерак», «Ах, высший свет!», «Хория», «Мои надежды» и «Тяжкая забота короля Доброхота». Геннадий Гладков плодотворно сотрудничал с поэтами Юрием Энтиным, Юлием Кимом и Дмитрием Сухаревым. В ряде кино- и анимационных фильмов композитор сам исполнял свои песни, как, например, в «По следам бременских музыкантов», «Новогодние приключения Маши и Вити» и других. С начала 1980-х годов он преподавал студентам Высших курсов сценаристов и режиссеров, читая лекции на темы «Музыкальное решение фильма» и «Работа с композитором». В 2014 году он перенес инсульт, но восстановившись, создал музыку к фильму «Медный всадник». С 2019 года он занимался переизданием своего каталога, результатом чего стали саундтреки к спектаклю «Тиль», мультфильму «Разлучённые», телефильму «Обыкновенное чудо», а также симфонические произведения и музыка для театра и кино. Он являлся академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук с 2002 года и членом Академии «Ника» с 2001 года. Также состоял в Союзе кинематографистов России и Союзе композиторов России. Он ушел из жизни 16 октября 2023 года в Москве, на Садовой-Триумфальной улице, в возрасте 88 лет, причиной смерти стала острая сердечно-сосудистая недостаточность. Похоронен 19 октября на Ваганьковском кладбище.

Биография
Геннадия Игоревича Гладкова

Дата рождения
Дата смерти
Место смерти
Место рождения
Москва, РСФСР, СССР
Гражданство
18.02.1935
16.10.2023
Москва, Россия
СССР, Россия
Геннадий Игоревич Гладков появился на свет 18 февраля 1935 года в Москве, в стенах роддома имени Грауэрмана. Музыкальные традиции глубоко укоренились в его семье: дед по материнской линии, Степан Осипович Максаков, виртуозно владел саратовской гармонью, аккомпанируя самой Лидии Руслановой. Его отец, Игорь Иванович Гладков (1908-1978), был джазовым пианистом и аккордеонистом, выступавшим в известном джаз-оркестре под руководством Александра Цфасмана. Матерью была Елена Степановна Гладкова (1909-1987).

С раннего возраста Гладков демонстрировал интерес к джазовой и народной музыке, и вскоре начал заниматься ею на профессиональном уровне. Он учился в Мерзляковском училище при консерватории, а затем в Центральной музыкальной школе. После получения образования в химическом техникуме, он год проработал на заводе, но затем вернулся к музыке. В 1959 году он окончил Музыкальное училище при Московской консерватории, где изучал композицию у Григория Фрида. В 1964 году он завершил обучение в Московской консерватории по классу композиции Владимира Фере, а в 1966 году окончил аспирантуру. С 1963 года он преподавал в Московском хоровом училище, а с 1966 по 1971 год – оркестровку в Институте имени Гнесиных.

Еще будучи студентом консерватории, Гладков написал музыкальное оформление к спектаклю «Друг детства» (1961) в театре «Современник». В этот же период он начал создавать музыку для научно-популярных фильмов, таких как «Тайны минувшего» (1962). В 1965 году вышла его первая долгоиграющая пластинка — "Волшебник Изумрудного города".

По его собственным словам, своим появлением в кино Гладков обязан своему другу детства, Василию Ливанову. Именно Ливанов привлек его к работе над анимационным фильмом «Самый, самый, самый, самый» (1966). Дебют Гладова как театрального композитора состоялся в дипломной работе Ливанова в Щукинском училище — постановке по «Трём толстякам» Юрия Олеши.
Широкую известность Геннадий Гладков получил благодаря музыкальному мультипликационному фильму «Бременские музыканты» (1969) и его продолжению «По следам бременских музыкантов» (1973).

В конце 1960-х годов Геннадий Гладков начал сотрудничать с Марком Захаровым, который в то время возглавлял Московский театр сатиры. Результатом этого сотрудничества стали спектакли с музыкой Гладкова, такие как «Проснись и пой», «Темп-1929» и «Чудак-человек», поставленные на сцене театра. Позже этот список пополнился музыкальными спектаклями, поставленными в Ленинградском драматическом театре имени Ленсовета, включая «Укрощение строптивой», «Люди и страсти», «Дульсинея Тобосская», «Трубадур и его друзья» и «Ковалёва из провинции». Кроме того, в репертуаре Московского театра имени Ленинского комсомола, под руководством Марка Захарова, появились спектакли «Автоград-XXI» (1973), «Тиль» (1974), «Жестокие игры» (1979), а также музыкальное представление по сказке Андерсена «Дороже жемчуга и злата» (1980) в театре «Современник». Геннадий Гладков часто лично участвовал в спектаклях, импровизируя под аккомпанемент оркестра, находившегося на сцене. Например, во время гастролей в Польше в 1977 году он исполнял все музыкальные партии в «Тиле», дополняя их импровизациями. В 1983 году в Московском музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко состоялась премьера первой оперы Геннадия Гладкова под названием «Старший сын». В первой половине 1980-х годов Гладков также написал музыку для спектакля «Оптимистическая трагедия», а также для балетов «Вий» (1984) и «Двенадцать стульев» (1986), оперетты «Собака на сене», детской оперетты «Три Ивана» и мюзикла «Дон Жуан» (1973, 1988). Помимо этого, Геннадий Гладков активно работал в области кинематографа. В сотрудничестве с Марком Захаровым были созданы такие фильмы, как «12 стульев» (1977), «Обыкновенное чудо» (1978), «Дом, который построил Свифт» (1983), «Формула любви» (1984) и «Убить дракона» (1988). Музыка Гладкова также звучит в кинолентах «Джентльмены удачи» (1971), «Точка, точка, запятая…» (1972), «Люди и манекены» (1974), «Ты — мне, я — тебе» (1976), «Дон Сезар де Базан» (1989), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), «Дульсинея Тобосская» (1980), «После дождичка в четверг» (1985), «Расстанемся, пока хорошие» (1991) и «До первой крови» (1989). В течение 1990-х годов, продолжая работать с разными театрами, Гладков создал музыкальную комедию для петербургского Открытого театра под названием «Адъютант Его Величества». Он также написал балет «Танец дьявола» (1992) и мюзиклы «Йоахим-Лис — детектив с дипломом», «На бойком месте» и «Сватовство по-московски» (2000), созданный по мотивам произведений А. Н. Островского. Среди его театральных работ стоит отметить музыку к спектаклям: «Принцесса и эхо» (1983), «Дорогая Памела» (1985), «Не покидай меня, весна» (1986), «Волшебный сон» (1987), «Геракл» (1994), «А на небе радуга…» (1995), «Шиворот-навыворот» (1997), «Мужской сезон» (1999), «Сильвия» (2000), «Пенелопа, или 2+2» (2011), а также «Сирано де Бержерак», «Ах, высший свет!», «Хория», «Мои надежды» и «Тяжкая забота короля Доброхота». Геннадий Гладков плодотворно сотрудничал с поэтами Юрием Энтиным, Юлием Кимом и Дмитрием Сухаревым. В ряде кино- и анимационных фильмов композитор сам исполнял свои песни, как, например, в «По следам бременских музыкантов», «Новогодние приключения Маши и Вити» и других. С начала 1980-х годов он преподавал студентам Высших курсов сценаристов и режиссеров, читая лекции на темы «Музыкальное решение фильма» и «Работа с композитором». В 2014 году он перенес инсульт, но восстановившись, создал музыку к фильму «Медный всадник». С 2019 года он занимался переизданием своего каталога, результатом чего стали саундтреки к спектаклю «Тиль», мультфильму «Разлучённые», телефильму «Обыкновенное чудо», а также симфонические произведения и музыка для театра и кино. Он являлся академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук с 2002 года и членом Академии «Ника» с 2001 года. Также состоял в Союзе кинематографистов России и Союзе композиторов России. Он ушел из жизни 16 октября 2023 года в Москве, на Садовой-Триумфальной улице, в возрасте 88 лет, причиной смерти стала острая сердечно-сосудистая недостаточность. Похоронен 19 октября на Ваганьковском кладбище.

Песни
Геннадия Игоревича Гладкова

Made on
Tilda