Мы используем файлы cookies для удобства пользования ресурсом
OK

Давид Фёдорович Тухманов

советский и российский композитор, пианист, народный артист Российской Федерации.
Давид Фёдорович Тухманов появился на свет в Москве 20 июля 1940
года. Его отцом был Фёдор Давидович Тухманов (1903—?), инженер,
имевший армянские корни, а матерью – Вера Анатольевна Карасёва
(1903—?), музыкант и композитор.

Свои первые шаги в музыкальном мире он сделал под руководством матери ещё в раннем детстве. Впоследствии он поступил в десятилетнюю музыкальную школу имени Гнесиных, где изучал фортепиано. Его первой наставницей стала Е. Эфрусси. Елена Фабиановна Гнесина активно поддерживала его композиторские устремления. Его ранние работы включали в себя фортепианные произведения и вокальные композиции, такие как романсы и баллады. Начиная с седьмого класса, он регулярно занимался композицией и теорией музыки под руководством Льва Николаевича Наумова.

В 1958 году Тухманов поступил на композиторское отделение Музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Он учился в классе Ф. Е. Витачека и завершил своё образование в 1963 году. В качестве дипломной работы он представил ораторию для хора, оркестра и солистов под названием «За далью даль», основанную на фрагментах поэмы А. Твардовского, а также цикл баллад и романсов на стихи Генриха Гейне в переводах русских поэтов (первым исполнителем этих романсов стал молодой Александр Градский). После окончания института Тухманов был призван на службу в армию и служил в Ансамбле песни и пляски Московского военного округа, где занимал должность руководителя оркестра.

В 1960-е годы он начал свою деятельность в песенном жанре. Первая пластинка, выпущенная фирмой «Мелодия» в 1965 году, представила Тухманова как аранжировщика песен Булата Окуджавы и Юрия Визбора. Его первым эстрадным хитом стала песня «Последняя электричка» (слова Михаила Ножкина), написанная в 1964 году. В 1966 году певец Владимир Макаров исполнил эту песню в радиопередаче «С добрым утром!», что открыло путь песням Тухманова на телевидение. Позже он обратился к созданию цикла патриотических песен, среди которых получили известность «Я люблю тебя, Россия», «Мой адрес — Советский Союз», «Мы — большая семья» и другие.

В 1968 году поэт Онегин Гаджикасимов написал слова к мелодии Тухманова под названием «Восточная песня». После того, как эта песня прозвучала на Всесоюзном радио в передаче «С добрым утром!», она принесла всесоюзную известность её первому исполнителю, Валерию Ободзинскому, с которым Тухманов сотрудничал до 1974 года.

В 1972 году он был удостоен Премии Московского комсомола за песни гражданской тематики, такие как «День без выстрела», «Земля черна» и другие.

В 1972 году был выпущен его первый авторский диск под названием «Как прекрасен мир», где Тухманов впервые объединил песни в концептуальный альбом с участием новых исполнителей, таких как А. Градский, Леонид Бергер, Н. Бродская, Г. Ненашева. Пластинка была задумана как сюита с чётко выстроенной концепцией. Сам Тухманов впоследствии заявлял, что все его пластинки – это музыкальные эксперименты в поисках чего-то нового и необычного.

В 1974 году вышла пластинка с песнями из музыкального комедийного фильма «Эта весёлая планета», главным хитом которой стала «Песня о вечном движении» в исполнении Льва Лещенко. В это же время Тухманов активно сотрудничал с ВИА «Весёлые ребята», «Самоцветы», «Лейся, песня», усложняя аранжировки эстрадных песен и приближая их к арт-року.

1975 год ознаменовался появлением песни «День Победы» на стихи Владимира Харитонова. Изначально песню отказывались транслировать по телевидению и радио, считая музыку Тухманова похожей на фокстрот, а стихи Харитонова – легкомысленными. Тем не менее, Лев Лещенко исполнил песню без официального разрешения на концерте ко Дню милиции, что обеспечило ей народное признание, дважды исполнив её вживую на фестивале «Песня года» в 1975 и 1976 годах.
В 1976 году вышел диск «По волне моей памяти», написанный на стихи классических поэтов. В записи приняли участие молодые, на тот момент ещё неизвестные певцы (Александр Барыкин, Александр Лерман, Сергей Беликов, Мехрдад Бади, Игорь Иванов). Пластинка представляла собой сюитную работу с использованием элементов рок-музыки и классики. Альбом был распродан тиражом в 2,5 миллиона экземпляров и занял 3-е место в хит-параде «Звуковая дорожка» газеты «Московский комсомолец» по итогам 1978 года.

Шлягерам, созданным в период с 1976 по 1985 годы, присущи мелодичность, яркие аранжировки и безупречное исполнение. Такие песни, как «Так не должно быть», «Олимпиада-80», «Родина моя», «Там в сентябре», «Как жаль», являются вершинами мастерства Тухманова, где переплелись элементы классической музыки, хард-рока и симфонии. Тухманов открыл новые горизонты для таких исполнителей, как Валерий Леонтьев, Александр Барыкин, Николай Носков, Яак Йоала.

В 1982 году увидел свет альбом «НЛО», плод совместной работы с рок-группой «Москва». Этот альбом, выполненный в стиле хард-рок, основывался на текстах известных поэтов-классиков. Годом позже, в 1983, специально для Николая Носкова, вокалиста этой группы, Тухманов написал композицию «Ночь», положив на музыку стихотворение Владимира Маяковского 1915 года.

Альбомы «Ступени» группы «Карнавал», появившийся в 1985 году, и «Сама любовь», исполненный Яаком Йоалой и выпущенный в тот же период, вновь продемонстрировали мастерство Тухманова в создании запоминающихся мелодий с широким применением электронных синтезаторов. В этом же стиле были созданы и другие известные произведения, исполненные Сергеем Беликовым, Валерием Леонтьевым и Людмилой Сенчиной.

В 1986 году Тухманову предложили возглавить проект «Электроклуб», в котором приняли участие солисты Ирина Аллегрова и Игорь Тальков.

В том же году, в Москве, состоялся творческий вечер, посвященный Давиду Тухманову.
В 1989 году, в сотрудничестве с известным детским поэтом Юрием Энтиным, был создан мюзикл «Багдадский вор», премьера которого состоялась в 1990 году одновременно в двух театрах: московском «Сатириконе» и Свердловском театре музыкальной комедии.

В 1991 году композитор переехал на постоянное место жительства в Германию. После возвращения к творческой деятельности в 1995 году, после периода жизни в Германии, Тухманов сконцентрировался на детских музыкальных проектах, создавая произведения для детских коллективов, хоров и театральных постановок. Совместно с Юрием Энтиным были созданы циклы песен, такие как «Золотая горка», «О многих шестиногих», «Бяки-Буки», «Ужастик-Парк», «Гоголь-Моголь-Дискотека», «Игра в классики», которые были изданы в виде нотных сборников, компакт-дисков и аудиокассет. Тухманов также является автором гимна детского фестиваля анимационных фильмов «Золотая рыбка».

В 1997 году он вернулся в Россию. Компакт-диски, записанные в Европе, включают песни, отобранные Юрием Энтиным, отличающиеся яркой поэтической основой. Эти записи были переизданы фирмой «LJ» из личных архивов Тухманова. Впоследствии выпуском авторских сборников композитора в России занималась компания «Бомба Мьюзик».

В 1998 году Тухманов был приглашен в качестве музыкального руководителя и автора музыки для Всемирных юношеских Олимпийских игр, проходивших в Москве. Он выполнял аналогичную работу и в июне 2002 года, участвуя в подобном мероприятии.

В 2000 году шестидесятилетие композитора ознаменовалось грандиозными концертами, организованными им самим и прошедшими в ГКЗ «Россия». Тогда же Давиду Тухманову было присвоено звание Народного артиста РФ.

Осенью 2001 года публика увидела премьерный показ спектакля «Мадлен, спокойно!», для которого Тухманов создал музыкальное сопровождение специально для Людмилы Гурченко.

В 2002 году в Новосибирске, в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры, Тухманов представил ораторию «Легенда о Ермаке», написанную для обширного хора, солистов и симфонического оркестра.

В июне 2003 года на сцене Театра сатиры в Москве состоялась премьера комедии «Слишком женатый таксист», для которой Дмитрий Тухманов написал музыкальное оформление.

В 2003 и 2004 годах Тухманов занимался музыкальным оформлением Дня независимости России, проходившего на Красной площади в Москве. Кроме того, в области камерной музыки композитором были созданы циклы романсов и баллад, в том числе «Квадратные окошки» на стихи Иннокентия Анненского, «Сон Себастиана» на стихи Георга Тракля, а также поэма для скрипки и оркестра «Святая ночь». Одной из его новых работ стала музыкально-поэтическая программа «Танго снов Бориса Поплавского».

В 2004 году Государственный Кремлёвский дворец стал местом проведения авторских концертов композитора под названием «Притяжение любви». В конце 2005 года была завершена работа над оперой «Царица» (изначально «Екатерина Великая»), либретто к которой написали Ю. Ряшенцев и Г. Полиди. В этот же период им была создана песня «Астана» на стихи Б. Канапьянова. Также в том году был записан цикл песен на стихи Бориса Юлиановича Поплавского, который был выпущен только в 2011 году. Премьера оперы «Царица» состоялась 22 июля 2009 года в Александринском театре в Санкт-Петербурге. 25 ноября в Москве прошла премьера оперы, показы которой состоялись в Государственном Кремлёвском дворце.
В 2009 году композитор создал цикл на стихи А. С. Пушкина, который был исполнен Олегом Митяевым, Мариной Есипенко и молодым певцом Витольдом Петровским. Премьера прошла в киноклубе «Эльдар», принадлежащем Э. Рязанову, а затем была представлена в музее-заповеднике «Михайловское» и на сценах БКЗ «Октябрьский» и Государственного Кремлёвского Дворца.

В 2009 году компания «Бомба-Мьюзик» выпустила два DVD-диска с архивными материалами, содержащими музыкальные произведения Давида Федоровича.
19 и 21 марта 2010 года опера «Царица» была представлена на сцене Музыкального театра «Премьера» в Краснодаре. В день юбилея композитора, 20 июля 2010 года, театр «Геликон-Опера» представил оперу «Царица» на новой сцене Большого театра в Москве. Создание оперы было приурочено к подготовке празднования 400-летия Дома Романовых (1613—2013) в России и за рубежом.

С 26 июля 2010 года Тухманов стал членом Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь).

30 июля 2010 года вечер на фестивале «Новая волна» в Юрмале был посвящен юбилею композитора. В рамках этого события ему был вручен Орден за заслуги перед Отечеством IV степени.

Биография
Давида Фёдоровича Тухманова

Дата рождения
Место рождения
Москва, СССР
Гражданство
20.07.1940
СССР, Россия
Давид Фёдорович Тухманов появился на свет в Москве 20 июля 1940 года. Его отцом был Фёдор Давидович Тухманов (1903—?), инженер, имевший армянские корни, а матерью – Вера Анатольевна Карасёва (1903—?), музыкант и композитор.

Свои первые шаги в музыкальном мире он сделал под руководством матери ещё в раннем детстве. Впоследствии он поступил в десятилетнюю музыкальную школу имени Гнесиных, где изучал фортепиано. Его первой наставницей стала Е. Эфрусси. Елена Фабиановна Гнесина активно поддерживала его композиторские устремления. Его ранние работы включали в себя фортепианные произведения и вокальные композиции, такие как романсы и баллады. Начиная с седьмого класса, он регулярно занимался композицией и теорией музыки под руководством Льва Николаевича Наумова.

В 1958 году Тухманов поступил на композиторское отделение Музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Он учился в классе Ф. Е. Витачека и завершил своё образование в 1963 году. В качестве дипломной работы он представил ораторию для хора, оркестра и солистов под названием «За далью даль», основанную на фрагментах поэмы А. Твардовского, а также цикл баллад и романсов на стихи Генриха Гейне в переводах русских поэтов (первым исполнителем этих романсов стал молодой Александр Градский). После окончания института Тухманов был призван на службу в армию и служил в Ансамбле песни и пляски Московского военного округа, где занимал должность руководителя оркестра.

В 1960-е годы он начал свою деятельность в песенном жанре. Первая пластинка, выпущенная фирмой «Мелодия» в 1965 году, представила Тухманова как аранжировщика песен Булата Окуджавы и Юрия Визбора. Его первым эстрадным хитом стала песня «Последняя электричка» (слова Михаила Ножкина), написанная в 1964 году. В 1966 году певец Владимир Макаров исполнил эту песню в радиопередаче «С добрым утром!», что открыло путь песням Тухманова на телевидение. Позже он обратился к созданию цикла патриотических песен, среди которых получили известность «Я люблю тебя, Россия», «Мой адрес — Советский Союз», «Мы — большая семья» и другие.

В 1968 году поэт Онегин Гаджикасимов написал слова к мелодии Тухманова под названием «Восточная песня». После того, как эта песня прозвучала на Всесоюзном радио в передаче «С добрым утром!», она принесла всесоюзную известность её первому исполнителю, Валерию Ободзинскому, с которым Тухманов сотрудничал до 1974 года.

В 1972 году он был удостоен Премии Московского комсомола за песни гражданской тематики, такие как «День без выстрела», «Земля черна» и другие.

В 1972 году был выпущен его первый авторский диск под названием «Как прекрасен мир», где Тухманов впервые объединил песни в концептуальный альбом с участием новых исполнителей, таких как А. Градский, Леонид Бергер, Н. Бродская, Г. Ненашева. Пластинка была задумана как сюита с чётко выстроенной концепцией. Сам Тухманов впоследствии заявлял, что все его пластинки – это музыкальные эксперименты в поисках чего-то нового и необычного.

В 1974 году вышла пластинка с песнями из музыкального комедийного фильма «Эта весёлая планета», главным хитом которой стала «Песня о вечном движении» в исполнении Льва Лещенко. В это же время Тухманов активно сотрудничал с ВИА «Весёлые ребята», «Самоцветы», «Лейся, песня», усложняя аранжировки эстрадных песен и приближая их к арт-року.

1975 год ознаменовался появлением песни «День Победы» на стихи Владимира Харитонова. Изначально песню отказывались транслировать по телевидению и радио, считая музыку Тухманова похожей на фокстрот, а стихи Харитонова – легкомысленными. Тем не менее, Лев Лещенко исполнил песню без официального разрешения на концерте ко Дню милиции, что обеспечило ей народное признание, дважды исполнив её вживую на фестивале «Песня года» в 1975 и 1976 годах.

В 1976 году вышел диск «По волне моей памяти», написанный на стихи классических поэтов. В записи приняли участие молодые, на тот момент ещё неизвестные певцы (Александр Барыкин, Александр Лерман, Сергей Беликов, Мехрдад Бади, Игорь Иванов). Пластинка представляла собой сюитную работу с использованием элементов рок-музыки и классики. Альбом был распродан тиражом в 2,5 миллиона экземпляров и занял 3-е место в хит-параде «Звуковая дорожка» газеты «Московский комсомолец» по итогам 1978 года.

Шлягерам, созданным в период с 1976 по 1985 годы, присущи мелодичность, яркие аранжировки и безупречное исполнение. Такие песни, как «Так не должно быть», «Олимпиада-80», «Родина моя», «Там в сентябре», «Как жаль», являются вершинами мастерства Тухманова, где переплелись элементы классической музыки, хард-рока и симфонии. Тухманов открыл новые горизонты для таких исполнителей, как Валерий Леонтьев, Александр Барыкин, Николай Носков, Яак Йоала.

В 1982 году увидел свет альбом «НЛО», плод совместной работы с рок-группой «Москва». Этот альбом, выполненный в стиле хард-рок, основывался на текстах известных поэтов-классиков. Годом позже, в 1983, специально для Николая Носкова, вокалиста этой группы, Тухманов написал композицию «Ночь», положив на музыку стихотворение Владимира Маяковского 1915 года.

Альбомы «Ступени» группы «Карнавал», появившийся в 1985 году, и «Сама любовь», исполненный Яаком Йоалой и выпущенный в тот же период, вновь продемонстрировали мастерство Тухманова в создании запоминающихся мелодий с широким применением электронных синтезаторов. В этом же стиле были созданы и другие известные произведения, исполненные Сергеем Беликовым, Валерием Леонтьевым и Людмилой Сенчиной.

В 1986 году Тухманову предложили возглавить проект «Электроклуб», в котором приняли участие солисты Ирина Аллегрова и Игорь Тальков.

В том же году, в Москве, состоялся творческий вечер, посвященный Давиду Тухманову.

В 1989 году, в сотрудничестве с известным детским поэтом Юрием Энтиным, был создан мюзикл «Багдадский вор», премьера которого состоялась в 1990 году одновременно в двух театрах: московском «Сатириконе» и Свердловском театре музыкальной комедии.

В 1991 году композитор переехал на постоянное место жительства в Германию. После возвращения к творческой деятельности в 1995 году, после периода жизни в Германии, Тухманов сконцентрировался на детских музыкальных проектах, создавая произведения для детских коллективов, хоров и театральных постановок. Совместно с Юрием Энтиным были созданы циклы песен, такие как «Золотая горка», «О многих шестиногих», «Бяки-Буки», «Ужастик-Парк», «Гоголь-Моголь-Дискотека», «Игра в классики», которые были изданы в виде нотных сборников, компакт-дисков и аудиокассет. Тухманов также является автором гимна детского фестиваля анимационных фильмов «Золотая рыбка».

В 1997 году он вернулся в Россию. Компакт-диски, записанные в Европе, включают песни, отобранные Юрием Энтиным, отличающиеся яркой поэтической основой. Эти записи были переизданы фирмой «LJ» из личных архивов Тухманова. Впоследствии выпуском авторских сборников композитора в России занималась компания «Бомба Мьюзик».
В 1998 году Тухманов был приглашен в качестве музыкального руководителя и автора музыки для Всемирных юношеских Олимпийских игр, проходивших в Москве. Он выполнял аналогичную работу и в июне 2002 года, участвуя в подобном мероприятии.

В 2000 году шестидесятилетие композитора ознаменовалось грандиозными концертами, организованными им самим и прошедшими в ГКЗ «Россия». Тогда же Давиду Тухманову было присвоено звание Народного артиста РФ.

Осенью 2001 года публика увидела премьерный показ спектакля «Мадлен, спокойно!», для которого Тухманов создал музыкальное сопровождение специально для Людмилы Гурченко.

В 2002 году в Новосибирске, в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры, Тухманов представил ораторию «Легенда о Ермаке», написанную для обширного хора, солистов и симфонического оркестра.

В июне 2003 года на сцене Театра сатиры в Москве состоялась премьера комедии «Слишком женатый таксист», для которой Дмитрий Тухманов написал музыкальное оформление.

В 2003 и 2004 годах Тухманов занимался музыкальным оформлением Дня независимости России, проходившего на Красной площади в Москве. Кроме того, в области камерной музыки композитором были созданы циклы романсов и баллад, в том числе «Квадратные окошки» на стихи Иннокентия Анненского, «Сон Себастиана» на стихи Георга Тракля, а также поэма для скрипки и оркестра «Святая ночь». Одной из его новых работ стала музыкально-поэтическая программа «Танго снов Бориса Поплавского».
В 2004 году Государственный Кремлёвский дворец стал местом проведения авторских концертов композитора под названием «Притяжение любви». В конце 2005 года была завершена работа над оперой «Царица» (изначально «Екатерина Великая»), либретто к которой написали Ю. Ряшенцев и Г. Полиди. В этот же период им была создана песня «Астана» на стихи Б. Канапьянова. Также в том году был записан цикл песен на стихи Бориса Юлиановича Поплавского, который был выпущен только в 2011 году. Премьера оперы «Царица» состоялась 22 июля 2009 года в Александринском театре в Санкт-Петербурге. 25 ноября в Москве прошла премьера оперы, показы которой состоялись в Государственном Кремлёвском дворце.

В 2009 году композитор создал цикл на стихи А. С. Пушкина, который был исполнен Олегом Митяевым, Мариной Есипенко и молодым певцом Витольдом Петровским. Премьера прошла в киноклубе «Эльдар», принадлежащем Э. Рязанову, а затем была представлена в музее-заповеднике «Михайловское» и на сценах БКЗ «Октябрьский» и Государственного Кремлёвского Дворца.
В 2009 году компания «Бомба-Мьюзик» выпустила два DVD-диска с архивными материалами, содержащими музыкальные произведения Давида Федоровича.

19 и 21 марта 2010 года опера «Царица» была представлена на сцене Музыкального театра «Премьера» в Краснодаре. В день юбилея композитора, 20 июля 2010 года, театр «Геликон-Опера» представил оперу «Царица» на новой сцене Большого театра в Москве. Создание оперы было приурочено к подготовке празднования 400-летия Дома Романовых (1613—2013) в России и за рубежом.

С 26 июля 2010 года Тухманов стал членом Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь).

30 июля 2010 года вечер на фестивале «Новая волна» в Юрмале был посвящен юбилею композитора. В рамках этого события ему был вручен Орден за заслуги перед Отечеством IV степени.

Песни
Давида Фёдоровича Тухманова

Made on
Tilda