Мы используем файлы cookies для удобства пользования ресурсом
OK

Михаил Анатольевич Башаков

российский музыкант, поэт, автор-исполнитель, художник.
Родившись в крестьянской семье, он завершил обучение в Белорусском педагогическом техникуме и Минском учительском институте, после чего начал преподавать белорусский язык и литературу в сельских школах. В 1939 году его призвали в РККА, и он участвовал в Великой Отечественной войне до её завершения. Позже он работал в «Настаўніцкай газеце», а затем прошёл карьерный путь до должности заместителя главного редактора газеты «Літаратура і мастацтва» и ответственного секретаря журнала «Полымя». В период с 1972 по 1978 годы занимал пост старшего редактора в издательстве «Мастацкая літаратура». С 1946 года являлся членом Союза писателей СССР.
Биография
По словам самого Башакова, он начал писать стихи и музыку с 15 лет.

С начала 80-х годов он играл в различных коллективах.

В 1987 году вместе с Владимиром Духариным основал группу «Трикстер».

В 1989-1990 годах группа принимала участие в фестивалях Ленинградского рок-клуба, таких как «Аврора-89», «Европа-Азия», а также на рок-фестивале в Череповце. В этот период название группы сменилось на «Духи». Особенностью коллектива стало оригинальное использование баяна в качестве второго солирующего инструмента.

В 1991 году был записан первый альбом — «Счастье». Второй альбом, «Киньшандуха», так и не вышел.

После распада группы Башаков вместе с Михаилом Сульиным создает техно-гитарный проект «Парашюты Hi-Fi», который успешно выступал в клубах Германии и Швейцарии.

В 1998 году на основе джазового коллектива «Калипсо блюз бэнд» Башаков основывает группу «Башаков BAND», которая позже была переименована в «Башаков», и сейчас вновь носит это название. Он быстро записывает альбом «Солнце под крылом» на петербургской студии «Добролёт».

Состав группы на тот момент выглядел так:

Михаил Башаков — вокал;
Дмитрий Кустов — гитара, бэк-вокал;
Алексей Емельянов — бас-гитара;
Виктор Болотов — барабаны;
Константин Уткин — клавиши, баян, аккордеон;
Александр Гуреев — саксофон.

Большой резонанс вызвал хит «Элис», написанный Башаковым в дуэте с Евгением Феклистовым, который стал частью дебютного альбома группы «Конец фильма». Песня, благодаря своей популярности, запустила волну насмешек и травли в адрес певца Сергея Пенкина. В тексте Башакова содержится гомофобное утверждение о предполагаемой нетрадиционной ориентации Пенкина: «с нами Шурик (Шура), с нами Сергей, он отличный парень, несмотря на то, что гей». Рифма «Сергей-гей» позже была использована в высмеивающем номере Comedy Club. В дальнейшем Башаков создает еще одно юмористическое произведение под названием «Песня про Пенкина», однако его популярность не достигла успеха «Элис».

Успех «Элис» и желание исполнять свои песни побудили Михаила создать новую группу. В клубе авторской песни он встретил певицу и автора песен Настю Макарову, которая училась в институте Культуры. Она заинтересовалась его музыкой и привела друзей, что в результате привело к формированию нового состава «Башаков BAND» в феврале 2000 года:

Анастасия Макарова — гармоника, бэк-вокал;
Ринат Сафаргалиев — бас;
Роман Николаев — барабаны.

Скоро текущего гитариста заменил Алексей Федичев, а через несколько месяцев к группе присоединился клавишник Максим Ляпин.

Новый состав дебютировал в «Зоопарке» 17 марта 2000 года и начал активно выступать в Петербурге и Москве. Кроме того, Башаков активно участвовал в акустических мероприятиях творческого сообщества «Могучая Кучка», сложившегося вокруг группы «Зимовье зверей», а также объединился в трио с поэтом и певцом Костей Арбениным и автором-исполнителем Кириллом Комаровым. В июне 2000 года «Башаков-бэнд» выступил на фестивале «Анимализм» на сцене «Зоопарка». Со временем группа разделилась на электрическую и акустическую фракции. В акустическую вошли Настя Макарова и гитарист Дмитрий Максимачёв. В то же время электрическая версия группы оставалась удивительно стабильной. Вернувшийся из Штатов Павел Кашин выпустил в мае 2001 года альбом «Герой», содержащий песни как Башакова, так и совместные композиции.

В начале 2001 года Башаков подписал контракт с компанией «РММ», основанной Игорем «Панкером» Гудковым и Антоном Соя. Он выступил на фестивале «Нашествие» в Раменском в августе 2001 года и начал сотрудничество с фирмой «CD Land», которая в 2002 году выпустила его дебютный альбом «Формула весны». В него вошли песни, записанные на протяжении нескольких лет на четырёх различных студиях, включая обязательные «Элис» (в двух вариантах), а также его следующий радиохит «Самбади», «Сердце полное тишины», «Танцуй», «Карман», «Саблю» и одну из лучших поэтических работ начала века — «Операция (по удалению любви)». К тому времени приставка «Бэнд» была исключена, и группа стала известна только как «Башаков».

В 2003 году была реализована акустическая программа «Башакова» — концертный альбом «Немножко Live», выпущенный группой под собственным лейблом.

В июне 2003 года барабанщик Вадим Марков сменил Николаева, который окончательно связал свою судьбу с «Doo Bop Sound». Дебют Маркова состоялся на следующем альбоме «Башакова» «Сопротивление нелюбви». В альбом вошли заглавная песня, ставшая программной для музыканта, быстро завоевавший популярность кавер «Не парься, будь счастлив» (оригинал «Don’t Worry, Be Happy» Бобби Макферрина), новая версия хита «Духов» «Светлый день» и «Цирк маленький», написанный Башаковым совместно с Федичевым, который в апреле был приглашён в «DDT» на место Вадима Курылёва. Альбом был записан на студии «DDT» с участием Игоря Доценко и Александра Бровко из этой группы.

В январе 2004 года Света Сурганова пригласила Вадима Маркова в свой «Оркестр», и некоторое время он совмещал оба проекта, включая выступления с «Башаковым» на фестивале «Окна Открой!» в июне. Однако в следующем альбоме «Infормация», записанном на «Балтике» с незаменимым Колей Алмаевым, за барабанами оказался Дмитрий Веселов (экс-«Петля Нестерова», «Аквариум», Vermicelli Orchestra»), а остальные роли исполнили Федичев, Максимачёв, Макарова и Емец. В альбом, изданный компанией Никитин (которая также переиздала «Солнце под крылом»), вошли новые песни, а также старые материалы («Последний день 2000-й весны», «Озорничаю») и новая версия «Хорошо» от «Духов».

Из-за занятости Федичева в «DDT», джазовой деятельностью Ляпина, эмиграции Веселова в Скандинавию и мировых гастролей Максимачёва как звукорежиссёра Billy’s Band, в 2004—2005 годах Башаков в основном выступал соло или с малым акустическим составом, активно сотрудничая с «Могучей Кучкой» и участвуя в различных благотворительных мероприятиях. В этом же году он самостоятельно выпустил альбом «Лучшее», распространявшийся на концертах. Группа «Башаков» вновь собралась только в конце 2005 года, когда у Михаила накопилось много нового материала, а за барабаны сел дебютант Денис Василевский. Вскоре началась работа над новым альбомом на студии «DDT».

За свою жизнь Михаил попробовал себя в различных профессиях, от грузчика до кинооператора. Его кинооператорское наследие включает несколько короткометражных фильмов, клип «Духов» на песню «Интеллигент», сценарий к клипу Павла Кашина «Подсолнух», а также сценарий и раскадровки к собственному клипу «Игра», снятому Борисом Деденевым в 1997 году.

Он неоднократно был хэдлайнером арт-фестиваля Baikal-live (Байкал, Иркутск).

В 2018 году Башаков принял участие в записи антивоенного сборника «АнтиАрмия. Нам не нужна война!».

Он является почётным членом Интернационального Союза писателей (ИСП).
Made on
Tilda